С детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение — а оно в басне присутствует обязательно — понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери — волки, овцы, медведи, зайцы, лисицы, собаки, львы, белки и мыши — разговаривают между собой и служат действующими лицами в сценках и пьесах, что разыгрывает в баснях Крылов перед своими читателями. Мы жалеем Ягненка, попавшегося голодному Волку, презираем Свинью за то, что она подрывает корни Дуба, смеемся над Ослом, над Щукой. Строки басни «Ворона и Лисица» навсегда отпечатываются в памяти: *Вороне где-то бог послал кусочек сыру; *На ель Ворона взгромоздясь, *Позавтракать было совсем уж собралась, *Да позадумалась, а сыр во рту держала. *На ту беду Лиса близехонько бежала… Таким мы знаем с детства начало этой басни. А мораль, преподанную Крыловым, осознаём позднее: *Уж сколько раз твердили миру, *Что лесть гнусна, вредна;но только всё не в прок, *И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Но и того, что понимают в басне юные читатели, незнакомые со словом «лесть», хватает им, чтобы увидеть ждущую похвал Ворону, хитрую Лису и запомнить, что к сладким речам надобно относиться с осторожностью. Детям читают басню «Гребень», приучая ежедневно расчесывать волосы. Однако главная мысль этой басни изложена во второй ее части, в таких выражениях: *Видал я на своем веку, *Что так же с правдой поступают, *Поколе совесть в нас чиста, *То правда нам мила и правда нам свята, *Ее и слушают, и принимают: *Но только стал кривить душей, *То правду дале от ушей. *И всякий, как дитя, чесать волос не хочет, *Когда их склочет. И оказывается, что басню «Гребень» можно читать как произведение, обличающее тех, кто работает плохо и кривит душой, не терпит, когда другие пытаются привести в порядок их дела. Многие басни Крылова создавались по каким-либо конкретным поводам, в связи с отдельными событиями, случаями, фактами. Но и в них главным был нестареющий общий смысл. И каждое поколение читателей объясняло содержание басни в соответствии со своим мировоззрением и взгляды на жизнь.