Вначале меры по ускорению экономического развития страны дали положительный эффект и привели к определенному подъему производства в 1985-1986 гг. Это укрепило веру руководства в силу
«правильных» приказов и установок. Однако ряд факторов больно ударил по экономическим планам правительства. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть — за два года поступления в бюджет от экспорта нефти сократились на 30 %.
К 1987 г. руководители страны сочли, что экономические реформы должны быть дополнены политическими. В январе 1987 г. на пленуме ЦК партии Горбачев и его команда заявили о решимости продолжать преобразования, которые теперь получили название — «курс на перестройку». С этого момента на передний план выдвинулась задача «демократизации всех сторон жизни советского общества», реформирование всех политических институтов и на этой основе создание новой модели общества — «социализма с человеческим лицом». Был выдвинут новый лозунг «Больше демократии, больше социализма!» Демократизация, по замыслу Горбачева, должна была привести к здоровой конкуренции во всех сферах жизни. В средствах массовой информации начались дискуссии о различных типах рыночных отношений при социализме. Ведущие экономисты страны (Абалкин, Бунич, Попов, Шмелев и др.) выступали за внедрение хозрасчета на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Хозяевами предприятий должны были стать трудовые коллективы. Краеугольным камнем реформы были принятые в 1987-1988 гг. законы о государственном предприятии и о кооперации. Закон об индивидуальной трудовой деятельности дал возможность развиваться частнику во многих отраслях производства. В денежный оборот вводились средства «теневой» экономики. Но эти шаги не затрагивали основ сложившейся в прежние годы административно-командной системы экономики.
В стране отсутствовала рыночная инфраструктура (банки, биржи, кредитная система, торговые посредники), продукция многих предприятий не пользовалась спросом. Право предприятий повышать зарплату, устанавливать цены на свою продукцию, обналичивать безналичные средства в условиях отсутствия конкуренции привели к росту инфляционных процессов и дефициту товаров. Начались перебои в торговле товарами повседневного спроса: мылом, стиральным порошком, сигаретами, спичками и др. Частная и кооперативная деятельность душилась высокими налогами. Надеясь на восстановление конъюнктуры нефтяного рынка и на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у стран Запада. Если в 1985 г. задолженность СССР по кредитам составляла 27,2 млрд долл., то в 1988 г. — уже 40,8 млрд долл., что еще более ухудшило экономическую ситуацию в стране.
«правильных» приказов и установок. Однако ряд факторов больно ударил по экономическим планам правительства. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть — за два года поступления в бюджет от экспорта нефти сократились на 30 %.
К 1987 г. руководители страны сочли, что экономические реформы должны быть дополнены политическими. В январе 1987 г. на пленуме ЦК партии Горбачев и его команда заявили о решимости продолжать преобразования, которые теперь получили название — «курс на перестройку». С этого момента на передний план выдвинулась задача «демократизации всех сторон жизни советского общества», реформирование всех политических институтов и на этой основе создание новой модели общества — «социализма с человеческим лицом». Был выдвинут новый лозунг «Больше демократии, больше социализма!» Демократизация, по замыслу Горбачева, должна была привести к здоровой конкуренции во всех сферах жизни. В средствах массовой информации начались дискуссии о различных типах рыночных отношений при социализме. Ведущие экономисты страны (Абалкин, Бунич, Попов, Шмелев и др.) выступали за внедрение хозрасчета на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления предприятий. Хозяевами предприятий должны были стать трудовые коллективы. Краеугольным камнем реформы были принятые в 1987-1988 гг. законы о государственном предприятии и о кооперации. Закон об индивидуальной трудовой деятельности дал возможность развиваться частнику во многих отраслях производства. В денежный оборот вводились средства «теневой» экономики. Но эти шаги не затрагивали основ сложившейся в прежние годы административно-командной системы экономики.
В стране отсутствовала рыночная инфраструктура (банки, биржи, кредитная система, торговые посредники), продукция многих предприятий не пользовалась спросом. Право предприятий повышать зарплату, устанавливать цены на свою продукцию, обналичивать безналичные средства в условиях отсутствия конкуренции привели к росту инфляционных процессов и дефициту товаров. Начались перебои в торговле товарами повседневного спроса: мылом, стиральным порошком, сигаретами, спичками и др. Частная и кооперативная деятельность душилась высокими налогами. Надеясь на восстановление конъюнктуры нефтяного рынка и на успех реформ, Горбачев стал брать кредиты у стран Запада. Если в 1985 г. задолженность СССР по кредитам составляла 27,2 млрд долл., то в 1988 г. — уже 40,8 млрд долл., что еще более ухудшило экономическую ситуацию в стране.