Стихотворения Заболоцкого о природе являются, как правило, философскими. Одновременно, пейзажи, созданные поэтом, очень детальны, предельно конкретны. Природа воспринимается поэтом как изменчивое, живое, мыслящее существо. В природе скрыта тайна, которая может открыться не каждому, а только любящему и вдохновенному сердцу. Центральной темой Заболоцкого является тема взаимоотношения природы и человека. В одном из писем он писал: «Человек и природа — это единство, и-говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист. Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как её разум, её мысль?», б) Каким представляется поэту мир природы, её жизнь? Почему стихотворение названо «Яне ищу гармонии в природе»?
Название стихотворения - это полемика Заболоцкого с поэтами, его предшественниками, которые считали природный мир высшим проявлением гармонии на земле, искали в нем радость и утешение. Заболоцкий противоречит им. Для него в природе нет гармонии, а только хаос. Мир природы «своенравен», ожесточен, свободен, но дик. Поэт слышит в нем не стройную симфонию, а какофонию:
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Жизнь природы кажется ему тяжким, но бесполезным трудом, «бесплодной игрой», лишенной разумного начала. В нём добро и зло смешаны и неотделимы друг' от друга. Сама природа тяготится своей хаотичностью, поэтому так часто вечерами она представляется поэту изможденной и печальной.
В ней нет гармонии, но её может привнести в природу человек. Человеческий разум делает природу полезной и доброй, усмиряет её дикий нрав. Отношения природы и человека похожи на отношения матери и ребенка, который придает смысл жизни матери.
Название стихотворения - это полемика Заболоцкого с поэтами, его предшественниками, которые считали природный мир высшим проявлением гармонии на земле, искали в нем радость и утешение. Заболоцкий противоречит им. Для него в природе нет гармонии, а только хаос. Мир природы «своенравен», ожесточен, свободен, но дик. Поэт слышит в нем не стройную симфонию, а какофонию:
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Жизнь природы кажется ему тяжким, но бесполезным трудом, «бесплодной игрой», лишенной разумного начала. В нём добро и зло смешаны и неотделимы друг' от друга. Сама природа тяготится своей хаотичностью, поэтому так часто вечерами она представляется поэту изможденной и печальной.
В ней нет гармонии, но её может привнести в природу человек. Человеческий разум делает природу полезной и доброй, усмиряет её дикий нрав. Отношения природы и человека похожи на отношения матери и ребенка, который придает смысл жизни матери.