А1. Адзначце словы, у якіх літара і абазначае два гукі: 1) нізіна; 3) лічба; 5) іскрыцца.
2) імшарына; 4) салаўі;
А2. Адзначце словы з другім націскным складам:
1) выпадак; 3) каўчук; 5) сівы.
2) ільняны; 4) нектар;
А3. Адзначце словы, у якіх на месцы пропуску пішацца літара о:
1) р.. знастайны; 3) д.. бразычлівы; 5) ст.. тысячны.
2) ч.. рнабровы; 4) выс.. кародны;
А4. Адзначце словы, у якіх на месцы пропуску пішацца літара Ў:
1) “Мілавіцу”.. знагародзілі; 3) за.. важыць; 5) беларуска-..краінскі.
2) кансілі..м; 4) да ..ладзіміра Паўлавіча;
А5. Адзначце словы, у якіх на месцы пропуску пішацца мяккі знак:
1) мен.. шасць; 3) дз.. веры; 5) шмат песен...
2) ц.. мяны; 4) кудыс.. ці;
А6. Адзначце выпадкі, калі пры ўтварэнні патрэбнай формы назоўніка адбываецца чаргаванне зычных гукаў:
1) стаяць на (вахта); 3) затрымацца на (дарога); 5) віднеецца на (гара).
2) адпачываць у (лагер); 4) падараваць (сяброўка);
А7. Адзначце словы, якія пішуцца з вялікай літары:
1) (З, з) аходняя Беларусь; 3) (З, з) аслужаны дзеяч навукі; 5) (Н, н) ацыянальная акадэмія навук.
2) (М, м) інскія вуліцы; 4) (Дз, дз) ень друку;
А8. Адзначце словазлучэнні, у якіх прыметнік ужываецца у пераносным значэнні:
1) упарты бой; 3) чорная здрада; 5) новы гарнітур.
2) старое крэсла; 4) цёплыя фарбы;
А9. Адзначце радкі, у якіх усе словы сінанімічныя:
1) раніца, досвітак, зарніца; 4) пісьменнік, аўтар, майстар слова ;
2) думаць, разважаць, меркаваць ; 5) далеч, блакіт, прастора.
3) гаворка, перагаворы, сход;
А10. Адзначце словы, якія пішуцца разам:
1) грамадска.. палітычны ; 4) добра.. суседскі;
2) радыё..станцыя; 5) горка.. салёны .
3) вет.. урач;
А11. Адзначце назоўнікі з канчаткам –у (-ю):
1) аб (чарадзей); 3) у (поспех); 5) у (край).
2) на (начлег) 4) пры (гаспадар);
А12. Адзначце словазлучэнні, з граматычнымі памылкамі:
1) жыццевае крэда; 2) вядомы майстар Пятрова; 3) новая БелЭН;
4)кароткая запіс; 5) цікавая ЛіМ.
А13. Адзначце дзеясловы, якія ў форме 2-й асобы множнага ліку цяперашняга ці будучага часу маюць канчатак –іце (-ыце):
1) хацець; 3) перагнаць; 5) вырашаць.
2) вярцець; 4) абязболіць;
А14. Адзначце сказы, у якіх парушаны граматычныя нормы беларускай мовы:
1)Пяць доўгіх вёрстаў вельмі стамілі нашых падарожнікаў.
2)Тры пятых соткі гарода былі засаджаны памідорамі.
3)Каля двух гадзін давялося чакаць цягніка на Гомель.
4)Трое ладных падсвінкаў гадавалася ў гэтым годзе ў бацькавым хляве.
А15. Адзначце сказы, у якіх ужываецца займеннік ты ў родным ці вінавальным склоне.
1) Зямля трымае (ты) за плечы і ні як не можа адпусціць.
2) Сям’я даўно ганарыцца (ты), мой сыночак.
3) Дома заўсёды (ты) прымуць і дапамогуць.
4) Тут (ты) знаёмае кожнае дрэва і кожны куст.
5) Ты ўсіх ведаеш, і (ты) ўсе ведаюць у роднай вёсцы.
Когда зверек натыкается на мертвую змею, он сначала очень осторожно к ней подкрадывается. И когда убеждается, что рептилия мертва и не может причинить ему вреда, бурундук отгрызает у трупа небольшой кусочек тела и начинает его старательно пережевывать, периодически нанося полученную при этом кашицу себе на шерстку.
Такую «косметическую» процедуру зверек делает неспроста: дело в том, что какое-то время, пусть и недолгое, другие змеи на бурундуков, вымазанных кровью их соплеменниц, нападать не решаются.
Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.
Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.
Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: "Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу", имея в виду революцию.
В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности.
Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариата. В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.
Таким образом экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия тот путь, который Европа за сотни лет. Отмена крепостного права - самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма - империализм.
К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление России на международной арене. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.
На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: изменение в социальной структуре (расслоение крестьян, появление сельской буржуазии и т.д.) и мощный подъем общественного движения.
Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо-французский блок, который был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно-стратегической слабости. Россия не утратила своего положения великой державы, но потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, лишилась возможности укрепиться на Балканах.
На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными отношениями между династиями и их политическим и идеологическими устоями.