1. Перед вами описание экосистемы. (5б.)
Пустыни формируются в условиях сильного стресса засухи при годовом количестве осадков ниже 200 мм в год. В составе
экосистем пустынь – особые виды организмов со стратегией «верблюдов», которые при к условиям крайней сухости и
высоких температур в летние месяцы и низких – в зимние. Среди растений преобладают невысокие деревья и кустарники (саксаул,
виды полыней, чогон), полукустарники, у которых молодые побеги не одревесневают (терескен, различные виды солянок, кохия),
кустарнички. Большую роль могут играть однолетние солянки и растения-эфемеры (виды костра, мятлика, ячменя и др.), которые
развиваются после дождей и успевают пройти весь вегетационный цикл вплоть до образования
семян за три недели.
Животный мир пустыни представлен немногочисленными видами. Типичными
представителями являются: верблюды, антилопы, куланы, они обладают быстро
перемещаться на большие расстояния в поисках воды и пищи, что обеспечивает более или менее
стабильное существование популяций. Наибольшую рас получили грызуны —
суслики, тушканчики, песчанки и другие, они роют норы, что позволяет им укрыться от
дневной жары. Неплохо при к суровым условиям пустынь и пресмыкающиеся:
различные ящерицы, черепахи. Хищники имеют небольшие размеры - пустынные волки,
корсаки, фенеки, барханные коты, манулы и некоторые др. Среди пернатых можно увидеть
беркута и пустынного ворона, охотящихся на грызунов. Есть здесь и пресмыкающиеся
охотники, как, к примеру, змеи или серые вараны.
(а) Представьте графически описанную экосистему (выберите 2-3
примера каждой группы организмов, расположите их по уровням экологической пирамиды)
(b) Объясните взаимосвязь компонентов в этой экосистеме (по пищевым цепочкам)
2. Объясните причины смены экосистем, изображенных на рисунке от А Б В Г.(3б.)
2. На рисунке изображены две экосистемы: экосистема степи и тайги.
Сравните многообразие экосистем (видовой
состав растений, животных, грибов) (2б.)
Экосистема степи Экосистема тайги
3. Приведите и проанализируйте 2 примера отрицательного влияния человека на
природу в вашем регионе.(3б.) Заполните таблицу (первая строка заполнена для примера):
Форма влияния человека Последствия влияния
1. Большое число автомобилей Загрязнение атмосферы города;
болезни органов дыхания у людей;
5. ответьте на во используя информацию из таблицы: (2б.)
Вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук
Тихов Гавриил Адрианович (1875-1960) Был одним из основателей Академии наук Казахстана, НИИ астрономии и физики, а также
обсерватории Каменское плато. Основные работы посвящены фотометрии и колориметрии звёзд и
планет с фотометра, спектрометра.
Омаров Тукен Бигалиевич (1935-2013) Основные труды в области галактик и их систем, сверхскоплений, двойных звезд.
Идлис Григорий Моисеевич (1928-2010) Основные труды в области звёздных систем, космологии, проблем малых тел Солнечной системы и
солнечно-земных связей с оптического и радиотелескопа.
Перечислите, в каких областях ученые проводили свои исследования.
6. Используя таблицу, ответьте на во б.)
Открытие Ученый его изобретение
В 1874 г. А.Н.Лодыгин изобрел лампу
накаливания. Ее запатентовали почти во всей
Европе. Он выкачал из стеклянной ламповой
колбы воздух, увеличив долговечность
лампочки. Нить накаливания изготовил не из
угля, а из тугоплавкого вольфрама.
В 1875 г. Павел Яблочков изобрел
электрическую угольную дуговую лампу.
Впервые она была продемонстрирована в
качестве уличного и театрального освещения
в Париже.
В 1879 г. Томас Эдисон разработал лампочку
накаливания с угольной нитью.
(а) Что общего у этих открытий с точки зрения назначения и превращения энергии?
(b) В чем различие этих открытий?
Области исследований Объект исследования в будущем
1. область космических исследований А) энергия биомассы, ветра, воды
2. область климатических изменений на Земле Б) таяние ледников, возникновение ураганов
3. область питания человека С) ценность продуктов питания
4. возобновляемые источники энергии Д) исследование черных дыр
не зна
Объяснение: