1 O’zbekistonda nechta viloyat bor? A 11 ta B 14 ta C 13 ta D 12 ta 2 14-yanvar qanday kun deb belgilangan?
A Yangi yil bayrami B Vatan himoyachilari kuni C Xotira va qadrlash bayrami D Konstitutsiya bayrami
3 Payt holi qaysi gapda qo’llanilgan?
A Sport musobaqalari kecha bo’lib o’tdi B Bu hikoyani uch marta o’qidim
C Do’stim betobligi sababli darsga kelmadi D U daftarga chiroyli yozdi
4 Gapning ikkinchi darajali bolaklari qaysilar?
A Ega va kesim B Bog’lovchi, ko’makchi, yuklama C Undalma, kirish sozlar D Hol, to’ldiruvchi, aniqlovchi
5 Toldiruvchi necha xil bo’ladi? A 3 B 2 C 5 D 4
6 Ushbu parcha qaysi matndan olingan? … Vatanimizni ko’z qorachig’imizdek asrash har birimizning burchimizdir.
A “Vatan” B “O’zbekiston” C “O’zbekiston askari” D “Vatan himoyachilari”
7 Kesimga bog’lanib, ish-harakatning qay holda yuzaga kelishi, o’rni va payti, sabab yoki maqsadi, miqdori kabi belgilarni ifodalovchi ikkinchi darajali bo’lak deb nimaga aytiladi? A Ega B To’ldiruvchi C Hol D Aniqlovchi
8 Berilgan gapni davom ettiring.
Har kim o’sgan yerini… A jonidan ortiq sevadi B yaxshi ishlaydi C xavotirlana boshladim D katta e’tibor beryapti
9 Vositali to’ldiruvchi ishtirok etgan gapni aniqlang.
A Yaxshidan bog’ qolar, yomondan dog’ B Yashashni istasang ishlashni o’rgan
C Ular yo’ldan o’tib borar edilar D O’quvchilar dam olish kuni muzeyga bordilar
10 Barkamollik sozining tarjimasini toping? A безнравственность B безукоризненность
C деятельность
11 Otlashgan sifat qaysi gapda qo’llanilgan?
A Ikkiga ikkini qo’shsak, to’rt bo’ladi B Yaxshi oshini yeydi, yomon boshini
C Kitob o’qish kishining so’z boyligini oshiradi D Dam olish kuni musobaqa o’tkaziladi
12 Ushbu parchada qaysi alloma haqida so’z yuritilgan?
… Olimning “Tib qonunlari” asari uni nomini jahonga tanitdi.
A Abu Rayhon Beruniy B Alisher Navoiy C Abu Ali ibn Sino D Abu Nasr Farobiy
13 Ajratilgan hol ishtirok etgan gapni aniqlang.
A Bahorda, maysalar gullaganda, dalaga chiqdik B Mashina tekis yo’ldan borardi
C Bu kechaga shoirlar ham tashrif buyurdilar D Bu yurt barchamizniki
14 Gapning ajratilgan bo’laklari asosiy bo’laklardan qanday tinish belgisi bilan ajratiladi?
A Nuqta, so’roq B Vergul, tire C Ko’p nuqta, nuqta
D Undov, qo’shtirnoq
15 Toshkentda kurash boyicha 1-jahon chempionat qachon bolgan?
A 2010-yil B 1999-yil C 2005-yil D 2008-yil
16 Teng bog’lovchilar ishtirok etgan gap qaysi?
A Dugonam darslarini o’z vaqtida bajaradi, shuning uchun a’lo baholarga o’qiydi
B Mashhur kishilar haqida suhbatlashdik
C U olimpiadaga puxta tayyorlandi va g’olib bo’ldi
D Ona ulug’ zot, shuning uchun har birimiz uning oldida bosh egamiz
17 Nuqtalar ornini toldiring?
Mehmon ………….. ulug A onangday B otangday C mehmonday D hammasi togri
18Berilgan maqolning davomini toping.
Bolinganni ….. … A bori yer B ayiq yer C sher yer D qoplon yer
19 Flora Inoyatova kim?
20 Bizning yurtimizdan qaysi allomalar yetishib chiqqan?
21 “Navro’z” so’zi qanday ma’noni bildiradi?
22 Daraja-miqdor holi qatnahsgan gap tuzing
23 Qachon? sorogiga holning qaysi turi jabob beradi?
24 “Bir dam o`tir, onajonim” she’rining muallifi kim?
25 Buxoroda joylashgan tarixiy obidalardan uchtasini yozing
По-перше, не можна заворожено стояти і дивитися на величезну хвилю, як укопаний. Можливо, вам здасться ця рекомендація дивною: кому може прийти в голову стояти і дивитися? Але, як показує практика, багато хто саме так і робить. Чи то від жаху, чи то з цікавості.
По-друге, якщо цунамі вже дуже близько, просто бігти не до тому що хвиля рухається зі швидкістю 800 км на годину (швидкість літака), але чим ближче до берега, тим вона стає повільніше: швидкість знижується до 80 км на годину.
По-третє, якщо цунамі ще далеко, але про нього вже відомо, швидше за все, у вас є не більше 15-20 хвилин для того, щоб втекти. Тому замість того, щоб збирати свої речі, використовуйте час для втечі. Беріть тільки найнеобхідніше. Рятуйте не речі, а життя!
По-четверте, не варто бігти близько русел річок: саме русла річок при цунамі будуть розливатися в першу чергу.
Объяснение:
ответ:
средний каменный век (мезолит) охватывает период 12—5 тысячелетий до н.э. в казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено немного. в конце палеолита и в начале мезолита произошли значительные природно-климатические изменения. ранее покрывавший поверхность земли лед наконец- то растаял. под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. в эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов - мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. в основном микролиты - это тонкие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпохи мезолита. еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. лук позволил людям охотиться на мелкую дичь с дальнего расстояния. по сравнению с копьем лук повысил знание охоты в жизни родовой общины. охота превратилась в основное занятие древних людей, так как в эпоху мезолита, исчезли такие крупные животные, как мамонт,шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. раньше их было легко добыть, загнав в ямы и загоны. теперь следовало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь.
в эпоху мезолита люди не жили подолгу в одном месте. они вынуждены были менять места своего обитания, следуя за мигрировавшими животными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. мезолитические охотники жили по берегам рек иртыш, есиль (ишим), тобол,торгай, жайык (урал). в казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. основания таких жилищ глубоко вкапывались в землю, а площадь их составляла 40-60 квадратных метров. остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки есиль (ишим). в 8 тысячелетии до н.э. на всей территории казахстана установился благоприятный климат. резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс диких животных и окультуривания некоторых растений. в эпоху мезолита окрепла родовая община. роды постепенно объединялись в племена. возниклоразделение труда между мужчинами и женщинами. теперь мужчины охотились на зверей, а женщины занимались собирательством. в общине все члены рода были равноправны. обязанности распределялись в зависимости от возраста членов общины. в роду четко делились по возрастному признаку на взрослых, стариков и детей. старики были хранителями традиций, обычаев, мудрыми наставниками. взрослые добывали пропитание, строили жилища, охраняли род от внешних врагов. дети получали по потребности пищу и одежду, однако не могли участвовать в общественной жизни общины. переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при специальных обрядов - инициации. мальчики испытывались в охоте, в натягивании лука, меткости стрельбы из него, а девочки - в ведении хозяйства, в приготовлении пищи. обычно к таким испытаниям дети подготавливались с малых лет.
возникновение земледелия и скотоводства. около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. ученые считают, что первоначально земледелие было занятием женщин. в то время, когда мужчины охотились, женщины были занять: сбором дикорастущих растений, их плодов и кореньев. возможно, однажды они заметили, что упавшее на землю семя дало на следующее лето исходы, а затем и плоды. развитие собирательства к возникновению примитивного земледелия. люди стали высевать дикие растения. древние люди обрабатывали землю палкой- копалкой. затем была придумана мотыга с каменным основанием. также люди изобрели простейший серп и зернотерку из камня. постепенно научились сортировать различные виды растений. выбирая лучшие семена и создавая для растений благоприятные условия (поливая их), стали получать хорошие урожаи. обработка земли мотыгой требовала большого труда, тем не менее земледелие приносило постоянные урожаи и обеспечивало людей пропитанием. из занятия охотой возникло скотоводство.представьте, что охотники поймали на охоте маленьких козлят и ягнят! их было жалко убивать. люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. таким образом были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь. возле поселений древних людей всегда обитали дикие собаки, питавшиеся отбросами и остатками пищи людей. при приближении к поселению диких зверей они воем и лаем людей. человек приручил собаку. она стала незаменимым древнего человека при охоте. собакибыстро находили зверя и способствовали удачной охоте. люди вкладывали много труда и терпения для и выращивания прирученных животных.