1. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка
б) берестяная грамота
в) яркий костер
2. Слова, вышедшие из активного употребления называются
а) архаизмы.
б) историзмы.
в) устаревшие.
г) диалектизмы.
3. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило….
4. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.
5. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея г) Десница – рот д) Глаголет – говорит
е) Щёки – ланиты
6. Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Трактор в поле, что танк в бою.
г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
д) Зябнет осинка, дрожит на ветру.
7. Укажите ряд иноязычных слов:
а) Самовар, балалайка, спутник.
б) Зарево, право, давность.
в) Наука, слово, учитель.
г) Шахта, история, подарок.
д) Библиография, акваланг, декорация.
8. Прочитайте отрывки из стихотворений В.В. Маяковского. Выберите те отрывки, в
которых есть авторские неологизмы. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) На польский − выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости −
откуда, мол, и что это за
географические новости?
2) И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих шведов.
3) Берет −
как бомбу,
берет −
как ежа,
как бритву обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею двухметроворостую.
4) С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
9. В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) залитА б) зАмкнутый в) исклЮченный г) кАшлянуть д)слИвовый
10. В каком слове правильно выделена буква, на которую падает ударение?
а) начАт б) начатА в) начатО г) начАты д)начАтый
11. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
а) Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл.
б) Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ заболел цингой и умер.
в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях
и только за совершенный им грубый г) Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.
12. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово
ЭФФЕКТИВНЫЙ?
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.
в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.
г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
а) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
б) В своих статьях этот журналист поставил во волнующих многих его современников.
в) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих
поколений.
г) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Вопреки желанию больного его положили в больницу.
б) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
в) Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
г) Платье- халат постирано и убран в шкаф.
15. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор
делится с окружающими своей информацией по бытовым во в неофициальной
обстановке:
а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль
16.Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах
радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение;
воздействует на массы –
а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.
Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.
Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с которого возможно получение достоверного знания. В этом во он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому во завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Объяснение:
Штандарты фронтов и орденские ленты к знаменам были изготовлены в художественно- производственных мастерских Большого театра.
Первоначально это задание было поручено подразделению московских военных строителей, но изготовленный ими образец был забракован.
Готовый штандарт весил около 10 кг, нести его на вытянутых руках было затруднительно, тогда шорно-седельная фабрика за двое суток изготовила особые портупеи, перекинутые на широких ремнях через левое плечо, с кожаным стаканом, в котором крепилось древко штандарта.