1. Ð.Ð. ÐÐ°Ð»Ñ Ñделал и пеÑедал Ð.С. ÐÑÑÐºÐ¸Ð½Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑ ÑпоÑа
A) «ÐÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð½Ð´Ñ Ð±Ð°ÑÑÑ»
B) «Ðогенбай баÑÑÑ»
C) «ÐÑ Ðабанбай»
D) «ÐозÑ-ÐоÑÐ¿ÐµÑ Ð¸ ÐаÑн-СÑлÑ»
E) «ÐÐµÐºÐµÑ Ð±Ð°ÑÑÑ»
2. Ð. ÐÐ°Ð»Ñ Ðº моменÑÑ ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð² ÐÑенбÑÑге бÑл в Ñине
A) ÑиÑÑлÑÑного ÑовеÑника
B) ÑнÑеÑ-оÑиÑеÑа
C) подполковника
D) обеÑ-лейÑенанÑа
E) ÑÑаÑÑкого ÑовеÑника
3. УÑенÑй завоевал Ñважение ÑÑеди пÑоÑÑого наÑода
A) ÑеÑÑноÑÑÑÑ Ð¸ инÑеÑеÑом к кÑаÑ
B) Ñвоими пÑÑеÑеÑÑвиÑми
C) знанием законов
D) долгим ÑÑоком ÑлÑжбÑ
E) Ñвоими иÑÑледованиÑми
4. Ð.Ð. ÐÐ°Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑвал пеÑни и ÑказаниÑ, ÑÑобÑ
A) познакомиÑÑ ÑÑÑÑкий наÑод Ñо ÑÑепÑÑ
B) ÑаÑÑказаÑÑ Ð¾ ÑÑадиÑиÑÑ
казаÑ
ов
C) опиÑаÑÑ Ð±ÑÑ ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ
Ñкого наÑода
D) донеÑÑи о бедÑÑвенном положении наÑода
E) воÑÑÑановиÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑное наÑледие
5. Ð. УÑемиÑов в Ñвоем пиÑÑме
A) Ñ
валил меÑÑнÑÑ
Ñиновников
B) Ñказал на пÑавдивоÑÑÑ Ð.Ð. ÐалÑ
C) опиÑал пÑÑеÑеÑÑвие по РоÑÑии
D) ÑаÑÑказал об иÑÑоÑии наÑода
E) вÑÑазил благодаÑноÑÑÑ Ð³ÑбеÑнаÑоÑÑÑвÑ
II бөлÑм â «ÐÒÑлÑм»
ÐÒ±ÑÒаÑ: ÐÓÑÑÐ½Ð´Ñ Ð¼Ò±ÒиÑÑ Ð¾ÒÑп ÑÑÒÑÒ£Ñз. СÑзге мÓÑÑн Ð¼Ð°Ð·Ð¼Ò±Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð¹ÑнÑа ÒÒ±ÑаÑÑÑÑÑлÒан бÑÑ Ð´Ò±ÑÑÑ Ð¶Ð°ÑапÑÑ ÑеÑÑ ÑапÑÑÑмалаÑÑ Ð±ÐµÑÑледÑ.
1. РлеÑÑ Ð³ÑÑппа беÑÑзок Ñем-Ñо вдÑÑг оÑÑановила менÑ, как бÑдÑо им надо бÑло мне о ÑÑм-Ñо ÑказаÑÑ. Ркогда Ñ Ð¾ÑÑановилÑÑ Ð¸ ÑÑал дÑмаÑÑ, ÑÑо же ÑÑо бÑло, и, ÑазбиÑаÑÑÑ, оглÑделÑÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг, Ñо Ñвидел: белÑй Ñнег в леÑÑ Ð²ÐµÐ·Ð´Ðµ бÑл Ñ ÑиневаÑÑм оÑÑенком, Ñ
олоднÑм и ÑÑждÑм ÑеловеÑеÑкой жизни, а беÑÑзки бÑли Ñоже белÑе, но в иÑ
белом бÑл ÑÑÑÑ-ÑÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÑоваÑÑй и даже ÑозовÑй, ÑÑплÑй оÑÑенок. Рзимой в ÑолнеÑнÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ð»ÑÑ ÑадоÑÑÑÑ, как наполнÑеÑÑÑ Ñоком беÑÑза Ñанней веÑной.
2. ÐоÑÑка нежнее ÑÑÑки младенÑа, и в ÑиÑи, звонкой и ÑÑдеÑной, неÑлÑÑно Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñедко ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ Ð½Ð° балконе. Ðз глÑÐ±Ð¸Ð½Ñ Ð²ÑÑаÑÑ Ð¸ вÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÑÑ
иÑÑннÑй Ñеловек Ñ Ð¿ÑивеÑÑÑвием пÑолеÑаÑÑей пÑиÑке: «ÐдÑавÑÑвÑй, доÑогаÑ!» Рона ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑаеÑ. Ðна вÑеÑ
пÑивеÑÑÑвÑеÑ, но Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑÑвие пÑиÑки ÑолÑко Ñеловек воÑÑ
иÑÑннÑй.
3. РадоÑÑи жизни нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð²Ñегда ÑдеÑжаÑÑ Ñ ÑебÑ: ÑадоÑÑÑ Ð¿ÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑ
одиÑ, как гоÑÑÑ. Ðо ÑÑÐ¾Ñ ÑÑдеÑнÑй гоÑÑÑ Ñ Ñ
оÑоÑиÑ
лÑдей оÑÑавлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñле ÑÐµÐ±Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑноÑÑÑ, и ÐµÑ ÑоздаÑÑÑÑ, ÐµÑ Ð¿Ð¸ÑаеÑÑÑ Ð¿Ñодолжение жизниâ¦
4. ТоÑно, как вÑеÑа, погожий Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑел из ÑÑмана, а ноÑÑ Ð±Ñла лÑннаÑ. Ðогода и благодаÑноÑÑÑ â ÑоднÑе: одна ÑодилаÑÑ Ð² пÑиÑоде, дÑÑÐ³Ð°Ñ â в дÑÑе Ñеловека. Ð ÑÑвÑÑво гаÑмонии в дÑÑе Ñеловека вÑÑло из благодаÑноÑÑи. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð² ÑÑо ÑÑдеÑное ÑÑÑо благодаÑÑ Ð·Ð° ÑÑдеÑнÑе ÑемнеÑÑие ÑÑÑÑÑки акаÑии Ñ ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими пÑиÑками, и нагÑÑженнÑе подаÑками Ð´Ð»Ñ Ð±ÐµÐ»Ð¾Ðº еловÑе веÑÑинÑ, и за вÑÑкÑÑ Ð²ÐµÑÑ, пеÑеданнÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¾Ñ Ñеловека.
5. СомнениÑ, неÑдаÑи, неÑÑаÑÑÑÑ, ÑÑодÑÑва â вÑÑ ÑÑо пеÑеноÑиÑÑÑ Ð»Ð¸Ñно, ÑкÑÑваеÑÑÑ Ð¸ оÑмиÑаеÑ. Ð ÑÑвеÑждениÑ, наÑ
одки, ÑдаÑи, пâ¦Ð±ÐµÐ´Ñ, кÑаÑâ¦Ñа, Ñâ¦Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ñеловека â ÑÑо вÑÑ ÑбегаеÑÑÑ, как ÑÑÑÑи, и обÑазÑÐµÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÑÑвеÑждениÑâ¦
6. ÐвÑоÑа оÑÑановила в леÑÑ
Ð) ÑÑÐ¶Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑиÑа
B) веÑка беÑезÑ
C) гÑÑппа беÑезок
D) кÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ñоза
E) ÑÑайка воÑобÑев
7. ÐнÑоÑмаÑиÑ, пÑоÑивоÑеÑаÑÐ°Ñ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑекÑÑа
Ð) РадоÑÑи жизни нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð²Ñегда ÑдеÑжаÑÑ Ñ ÑебÑ.
B) РлеÑÑ Ð³ÑÑппа оÑинок Ñем-Ñо вдÑÑг оÑÑановила менÑ.
C) Ð ÑиÑи Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñедко ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ Ð½Ð° балконе.
D) ÐоÑÑка нежнее ÑÑÑки младенÑа.
E) Рзимой в ÑолнеÑнÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ð»ÑÑ ÑадоÑÑÑÑ.
8. СомнениÑ, неÑдаÑи, неÑÑаÑÑÑÑ, ÑÑодÑÑва, по Ñловам авÑоÑа
Ð) пеÑеноÑÑÑÑÑ Ð»Ð¸Ñно, ÑкÑÑваÑÑÑÑ Ð¸ оÑмиÑаÑÑ
Ð) ÑбегаÑÑÑÑ, как ÑÑÑÑи, и обÑазÑÑÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÑÑвеÑждениÑ
C) оÑÑавлÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле ÑÐµÐ±Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑноÑÑÑ
D) ÑоздаÑÑ, пиÑаÑÑ, пÑодолжаÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ
E) пÑиÑ
одÑÑ Ð¸ ÑÑ
одÑÑ, как гоÑÑи
9. ÐвÑÐ¾Ñ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ» вокÑÑг ÑебÑ
A) белÑй Ñнег в леÑÑ Ð²ÐµÐ·Ð´Ðµ бÑл Ñ ÑиневаÑÑм оÑÑенком
B) беÑезки бÑли ÑиневаÑÑе, Ñ ÑеплÑм оÑÑенком
C) беÑÑзки в леÑÑ ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸ÑÑ Ð±ÐµÐ»Ñми
D) белÑй Ñнег в леÑÑ Ð±Ñл Ñ ÐºÑаÑноваÑÑм оÑÑенком
E) оÑинки в леÑÑ ÑÑоÑли гÑÑппами
10. СÑÐ¸Ð»Ñ ÑекÑÑа
A) пÑблиÑиÑÑиÑеÑкий
B) ÑазговоÑнÑй
C) Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй
D) наÑÑнÑй
E) оÑиÑиалÑно-деловой
11. Синоним к ÑÐ»Ð¾Ð²Ñ ÐºÑаÑоÑа в ÑекÑÑе
A) ÑÑодÑÑво
B) ÑÑвÑÑво
C) великолепие
D) ÑÑÑогоÑÑÑ
E) веÑноÑÑÑ
12. Слово в ÑекÑÑе дÑÑа ознаÑаеÑ
A) внÑÑÑенний, пÑиÑ
иÑеÑкий Ð¼Ð¸Ñ Ñеловека, его Ñознание
B) манеÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ, ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸
C) глÑбокое ÑмоÑионалÑное влеÑение, ÑилÑное ÑеÑдеÑное ÑÑвÑÑво
D) внеÑноÑÑÑ, манеÑа деÑжаÑÑ ÑебÑ
E) нежное Ñлово, поÑÑÑпок
13. Слова «звонкой и ÑÑдеÑной» в вÑделенном пÑедложение â ÑÑо
A) обоÑобленное пÑиложение
B) обоÑобленное дополнение
C) обоÑобленнÑй ÑÑоÑнÑÑÑий Ñлен пÑедложениÑ
D) обоÑобленное опÑеделение
E) обоÑобленное обÑÑоÑÑелÑÑÑво
14. Ðид вÑделенного пÑедложениÑ
A) ÑложноÑоÑиненное
B) пÑоÑÑое пÑедложение, оÑложненное одноÑоднÑми Ñленами пÑедложениÑ
C) беÑÑоÑзное
D) ÑложноподÑиненное
E) пÑоÑÑое, оÑложненное обоÑобленнÑм опÑеделением
15. ÐÑопÑÑеннÑе бÑÐºÐ²Ñ Ð² вÑделеннÑÑ
ÑловаÑ
в 5 абзаÑе
A) -а-, -о-, -а-
B) -о-, -а-, -о-
C) -о-, -о-, -о-
D) -о-, -а-, -а-
E) -а-, -а-, -а-
Әже-баланың әкесінің шешесі туыстық қатынасты білдіретін атау. Қазақ отбасындағы орны ерекше әрі қадірлі. Әже отбасының ғана емес, әулеттің де ұйытқысы, ағайын–абысындардың бірлігін татулығын сақтайтын сыйлы анасы, кейінгі жастардың, тәрбиешісі әрі ақылгөйі. Қазақ қоғамында әдетте жас отау иелерінің тұңғыш баласын әжеге береді. Менде әжемнің тәрбиесіндемін. Мен әжемді өте жақсы көремін. Себебі әжем мені қыдыртады,тәттілерін алып береді.
Айналайын әжешім,
Ақылы асқан данасың
Немере үшін не керек,
Бәрін тауып бересің.
1. Староста класса - ответственное и почетное поручение. Староста является
ответственным уполномоченным одноклассником по организации
самоуправления в классе и, одновременно с этим классного
руководителя.
2. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа
учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным
руководителем.
3. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса.
4. В своей деятельности староста стремится к сохранению и развитию
лучших традиций класса и школы.
5. Староста класса отвечает:
за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая
дежурство;
за своевременное информирование одноклассников о событиях,
непосредственно касающихся класса;
за организацию самоуправления в классе.
6. Староста класса имеет право:
созывать и проводить общие собрания класса;
собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и
конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и
(или) участия класса в школьных мероприятиях;
задавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и
временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений,
данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично
(старостой);
организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
оперативно принимать решения по хозяйственно-бытовым и
организационным вопросам жизнедеятельности класса;
в случае необходимости принимать на себя ответственность и
осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также
координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
определять объем работы дежурных по классу;
контролировать работу дежурных по классу.
ОбязанностиПредставлять интересы класса в общественных организациях школы;
участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда
это касается класса.
7. Староста класса обязан:
знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в
расписании и сообщать о них одноклассникам;
сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не
начался в течение 10 минут по расписанию;
знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или
отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
организовывать дежурство по классу, составиять графики дежурства,
назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время
дежурства класса по школе назначать дежурных на посты,
инструктировать дежурных об их обязанностях;
заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к
уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для
этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и
контролировать их действия;
выполнять решения классного коллектива (если они приняты
большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
учитывать интересы одноклассников при принятии решений,
советоваться при этом с ними;
координировать взаимодействие учащихся класса и общественных
объединений по самоуправлению класса;
информировать коллектив класса о решениях органов ученического
самоуправления школы, касающихся класса;
по поручению классного руководителя и в его отсутствие
организовывать работу класса.
8. Как классного руководителя староста класса выполняет его
поручения по информированию однокласссников о распоряжениях классного
руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в
классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя
староста может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать
их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении)
однокласснику.
Классный руководитель оказывает старосте советами и
поддерживает его своим авторитетом.