Задания 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
1.1. Выберите из предложенного списка тип стебля липы
Список слов: травянистый, деревянистый
ответ:
1.2. Покажите стрелками на рисунке участки среза ветви липы: камбий, ситовидные клетки луба, сосуды древесины.
1.3. Какую функцию выполняет камбий в стебле древесного растения липы?
ответ:
2.Умение определять понятия, создавать обобщения
2.1. Между корой и древесиной стебля липы залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины.
Найдите в приведённом списке слов и подчеркните название этого процесса.
Размножение, расселение, рост, распространение, питание, движение.
3.Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
3.1. Рассмотрите и подпишите, на каком рисунке срез стебля однодольного растения и на каком рисунке срез стебля двудольного растения. Объясните свой выбор.
ответ: 1 , 2 . Объяснение:
4.Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4.1. Липа считается дымоустойчивой породой, неплохо переносит загрязнение воздуха газами. В теневых группах, на плодородных с хорошим увлажнением почвах ее газоустойчивость возрастает.
Липу мелколистную относят к морозо- и холодоустойчивым породам. Она из группы широколиственных пород, сопутствующих дубу, дальше всех проникает на север и произрастает в суровых климатических условиях. Заморозков не боится, так как распускается поздно.
Морозовыносливость липы объясняется коротким периодом роста побегов, высокой водоудерживающей листьев и низкой интенсивностью дыхания их, особенно в первой половине вегетации, а также высоким содержанием масла в молодых ветвях.
Благодаря тому, что в составе жиров у липы содержится линоленовая ненасыщенная кислота, которая легко и быстро окисляться с выделением тепла, липа в период зимнего покоя выносит морозы до 48 градусов.
Мелколистная липа при и произрастать в разнообразных почвенных условиях, кроме заболоченных, засоленных и сухих почв. Лучше всего она растет на рыхлых, свежих, богатых перегноем почвах.
Липа - типично теневыносливая порода. Она уступает в этом лишь буку, ели, пихте, грабу. Особенно теневыносливыми считаются всходы липы, которые растут успешно под прикрытием широкотравья, а на открытых местах даже требуют затенения. Причем она под пологом леса теневынослива и сама сильно затеняет почву. Липа – это растение долгожитель, может жить до 1 тыс. лет.
Прочитайте текст и приведите аргументы из текста: «Может ли липа расти на вашей пришкольной территории?». Выберите и подчеркните в списке слов: может расти (нет). Напишите аргументы.
ответ: может расти (нет). Аргументы: 1, 2,3,4
4.2. Ученик с лупы рассмотрел кожицу молодого стебля липы и обнаружил мелкие бугорки. Как научно называются эти бугорки? Какую функцию они выполняют?
ответ: название , функция
4.3. Вы изучили поперечный спил ствола липы. Установите последовательность участков спила, начиная с кожицы. Используйте список слов и запишите названия участков последовательностью цифр, следующих друг за другом в правильном порядке.
Список слов:
1.сердцевина
2.камбий
3.луб
4. древесина
5.кожица
6.пробка
ответ:
4.4. Рассмотрите внимательно спил ствола липы и определите влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Выберите условие из списка и запишите в ответ: на болоте, на вырубке, на открытом месте. Как вы определили влияние условия?
ответ: Условие: . Определили:
5.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
5.1. Вставьте в текст «Стебель липы» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в ответе в порядке следования.
Стебель – осевая часть……. (А) липы. Он проводит ….. (Б). Стебель выносит ….. (В) к свету. В нём откладываются ….. (Г). На нём развиваются ….., ….., ….. (Д).
Список слов:
1.листья, цветки, плоды с семенами
2.запасные питательные вещества
3.питательные вещества
4.побега
5.листья
А Б В Г Д
Мир вокруг нас постоянно меняется. Это относится и к микроскопическим организмам, и к ландшафтам на громадных территориях. На этом развороте представлены примеры разнообразных изменений, которые происходят в природе и связаны с деятельностью человека.
Изменения климата
Климат в различных районах мира меняется по нескольку раз в году, в зависимости от времени года. Это объясняется наклоном земной оси при обращении нашей планеты вокруг Солнца. В тропиках, где температурапостоянна круглый год, сезон определяют по количеству осадков — сухой или дождливый. К югу и северу от экватора климатические изменения гораздо значительнее, особенно это относится к температуре. Здесь существуют четыре времени года: зима, весна, лето и осень.
Фотографирование сезонных изменений
Если вы умеете пользоваться фотоаппаратом, сфотографируйте одно и то же место в разные времена года, а еще лучше — в первые дни каждого месяца. Изменения, которые вы увидите на фотографиях, будут впечатляющими. С этих фотографий вы сможете продемонстрировать изменения в природе в различные сезоны. Существуют и более длительные изменения климата, которые отрицательно влияют на окружающую среду. За последние 900 тыс. лет на Землебыло около 10 похолоданий (ледниковых периодов), в промежутках между которыми наступало потепление. Мы живем в один из таких теплых периодов.
Естественные изменения климата происходят постепенно, в течение тысячелетий, и ничем серьезным нам не угрожают. Гораздо опаснее индустриальное вмешательство человека в окружающую среду и климат Земли. Тогда климат изменяется очень быстро, и последствия этого угрожающи. Реальная опасность всему эму на Земле — парниковый эффект, облака дыма и пыли, закрывающие солнце, а также разрушение озонового слоя.
Разрушение озонового слоя
Находящийся в верхних слоях атмосферы озоновый слой защищает Землю от вредоносного ультрафиолетового излучения Солнца, вызывающего рак кожи. Установлено, что этот жизненно важный слой постепенно разрушают такие химические соединения, как хлорфторуглероды, которые используют в некоторых аэрозолях и холодильниках, а также при производстве полистирола. Чтобы замедлить процесс накопления хлорфторуглеродов, определенные меры уже принимаются, однако многие ученые считают, что они явно недостаточны.
Изменения в живых организмах
Все вокруг нас постоянно меняется. Клетки в живых организмах разрушаются и заменяются новыми. Растения и животные рождаются, растут, размножаются и умирают: на смену им приходят новые поколения. Постоянно изменяются также жизненные циклы и среда обитания. Смена климатических сезонов затрагивает жизнь большинства организмов. Многие животные при свои жизненные циклы к изменениям температуры и типа пищи. Некоторые мигрируют (перебираются) в другие места, расположенные нередко за многие сотни километров, где условия для жизни и размножения благоприятнее (см. статью "При животных и растений к условиям жизни в пустыняхПолярные крачки размножаются летом на побережье Северного Ледовитого океана, а затем летят за 20 тыс. км в Антарктиду и там проводят антарктическое лето. Каждый год они преодолевают более 40 тыс. км. Многие растения при к смене сезонов, подстраивая под них время цветения и плодоношения. Так, многолетние травянистые растения отмирают в конце года, а их подземная часть и корни перезимовывают и вновь просыпаются весной. Эти растения цветут и дают семена летом, а осенью вновь отмирают. Животные, например змеи и ежи, выживают в самое суровое время года, погрузившись в спячку. Долгие месяцы они проводят в состоянии глубокого сна, и почти все функции их организма замирают. Запасы жира, накопленные летом, обеспечивают им необходимый минимум энергии. Во многом напоминает спячку и оцепенение, разве что в состоянии оцепенения животные, например африканские ящерицы, могут выжить в условиях жары и Одно из самых удивительных превращений в живой природе — перерождение гусеницы в бабочку или мотыльк
Полевые наблюдения применяют для составления характеристики природных сообществ, изучения их видового состава и взаимоотношений между организмами. Проводятся полевые наблюдения в природных условиях и подразумевают минимальное вмешательство наблюдателя в ход естественных процессов. Например, используя кольцевание, учёные следят за перемещением перелётных птиц во время сезонных миграций.
Материалы наблюдения обычно фиксируются в дневниковых записях, рисунках, картах, фотографиях, видео- и киносъёмках. Однако метод наблюдения имеет ограничение – он позволяет обнаружить лишь внешние проявления каких-то фактов, внутренние же процессы, происходящие в природе, часто остаются для наблюдателя недоступными.