Выберите один правильный ответ из 4-х предложенных. 1) В ходе анаболизма происходит:
А) биосинтез сложных молекул Б) Высвобождение энергии
В) Синтез АТФ Г) распад органических веществ
2) Гетеротрофы используют для питания:
А) Неорганические вещества Б) готовые органические вещества
В) Воду и углекислый газ Г) Только углекислый газ
3) Гликолиз проходит в:
А) пищеварительном тракте Б) рибосомах В) цитоплазме Г) митохондриях
4. Считывание информации с и-РНК в рибосомах - это:
А) ассимиляция Б) трансляция В) катаболизм Г) диссимиляция
5. К реакциям диссимиляции относятся:
А) Образование АТФ в митохондриях Б) расщепление АТФ
В) Синтез белков Г) образование крахмала
6. ДНК клетки несет информацию о строении:
а) белков, жиров, углеводов; б) белков и жиров; в) аминокислот; г) белков.
7. Транскрипцией называется:
а) процесс образования и-РНК; б) процесс удвоения ДНК; в) процесс образования белковой цепи на рибосомах; г) процесс соединения т-РНК с аминокислотами.
8. Аминокислота триптофан кодируется кодоном УГГ. Какой триплет ДНК несет информацию об этой аминокислоте?
а) АЦЦ; б) ТЦЦ; в) УЦЦ. г) ААГ
9.Какую информацию содержит один триплет ДНК?
а) информацию о последовательности аминокислот в белке; б) информацию об одном признаке организма;
в) информацию об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь; г) информацию о начале синтеза и- РНК.
10. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?
а) биосинтез белка; б) фотосинтез; в) синтез АТФ; г) гликолиз.
11 Что общего между фотосинтезом и процессом окисления глюкозы?
а) оба процесса происходят в митохондриях; б) оба процесса происходят в хлоропластах;
в) в результате этих процессов образуется глюкоза; г) в результате этих процессов образуется АТФ.
12. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:
а) кислород; б) ферменты; в) энергия света; г) углекислый газ.
13. В какой части клетки протекает кислородное окисление?
а) в митохондриях; б) в хлоропластах; в) в ядре; г) в цитоплазме.
14. Из каких реакций складывается энергетический обмен?
а) из совокупности реакций биосинтеза; б) из совокупности всех ферментативных реакций клетки;
в) из совокупности реакций расщепления с выделением и запасанием энергии; г) все ответы ошибочны.
15. Метаболизм в клетке состоит из процессов:
а) возбуждения и торможения; б) пластического и энергетического обмена;
в) роста и развития; г) транспорта гормонов и витаминов.
16. При нарушении пластического обмена прекращается снабжение клетки:
а) белками; б) молекулами АТФ; в) энергией; г) кислородом.
17. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:
а) автотрофам; б) гетеротрофам; в) прокариотам; г) хемотрофным.
18.Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке, и их характеристиками.
Характеристики Процессы
А) Происходят в ядре.
Б) Происходят в рибосомах.
В) Синтезируется и-РНК
Г) Синтезируется белок
Д) Матрицей для синтеза и-РНК является ДНК
19. Какие слова пропущены в тексте? Впишите вместо пропусков соответствующие цифры.
Биосинтез белка осуществляется в процессе….(А) обмена. Участок ДНК, содержащий информацию первичной структуре белка, называется …(Б). Белок состоит из …(В). Они доставляются к месту сборки белка с Г). Процесс сборки белка осуществляется в …(Д) клетки.
1) Ядро 2) Ген 3) тРНК
4)Энергетический 5) Аминокислоты 6) Нуклеотиды
7) Цитоплазма 8) Пластический 9) Транскрипция
20. Установите последовательность синтеза белков:
1) Формируется первичная структура белка.
2) Информация переписывается с ДНК на и-РНК.
3) т-РНК доставляет аминокислоты к месту сборки белковой молекулы.
4) и-РНК выходит из ядра в цитоплазму.
5) Включаются ферменты, регулирующие последовательность объединения аминокислот в белковую молекулу.
6) и-РНК проходит через рибосому.
21. Каковы особенности строения белков? Выберите три верных ответа.
1) Могут образовывать четыре уровня структурной организации.
2) Состоят из множества мономеров-углеводов.
3) Состоят из неорганических веществ.
4) В состав входят аминокислотные остатки.
5) Содержат пептидные связи.
6) При разложении образуют глицерин и жирные кислоты.
22. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
Признаки обмена веществ Этапы обмена веществ
А) вещества окисляются.
Б) вещества синтезируются.
В) энергия запасается в молекулах АТФ.
Г) энергия расходуется.
Д) в процессе участвуют рибосомы.
Е) в процессе участвуют митохондрии.
1) пластический обмен; 2) энергетический обмен.
А Б В Г Д Е
Липидтер барлык тірі жасушаларда болады, осыған орай организмде мынадай маңызды қызметтер атқарады: құрылыс, энергия көзі, қоректік зат, қорғаныштық, метаболизмдік және т.б.
Құрылымдық. Нәруызбен бірге жарғақша құрамына кіріп, оның жартылай өткізгіштігін қамтамасыз етеді.
Регуляторлық. Кейбір гормондар липидтік табиғатты болады.
Қорғаныштық. Жылуды сақтайды, ішкі мүшелерді қорғайды, тері астындағы май созылғыштықты қамтамасыз етеді.
Жануарлар организмі үшін су көзі
Энергияны депонирлеу. 1 г май ыдырауының нәтижесінде 39 кДж немесе 9,5 ккал энергия бөлінеді.
Мохообразные произошли от зеленых или бурых водорослей. При прорастании спор у мхов развивается ветвистая зеленая нить — протонема, которая напоминает тело нитчатых водорослей. Половой процесс у мхов осуществляется только в водной среде. Это указывает на родство мхов и водорослей. Мохообразные имеют различные при к наземному образу жизни, и в то же время у них сохранились черты водных растений. В большинстве случаев мохообразные слабо при к обитанию на сухих местах, они растут в среде с повышенной влажностью — болота, леса, сырые луга, где нередко образуют сплошной покров. Существуют виды, которые растут только в воде. Мхи — автотрофные растения.
В отличие от низших растений — водорослей и лишайников — тело большинства мохообразных представлено побегом, состоящим из стебля и листьев; только у части мохообразных тело представлено слоевищем (талломом).
Отличаясь рядом особенностей от низших растений, мохообразные стоят особняком и среди высших растений.
От большинства высших растении мохообразные отличаются отсутствием корней и некоторыми микроскопическими особенностями.
Размножаются мохообразные бесполым, половым и вегетативным
Мохообразные можно разбить на три класса:
1)антоцеротовые (Аnthocerotae)
2)печеночники (Нераticае)
3)мхи (Мusci).
Все три класса возникли на Земле очень давно, около 300 миллионов лет назад, и с тех пор развивались независимо один от другого, а потому наряду с общими признаками, указывающими на происхождение их от общего предка, эти классы обладают и рядом специфических, присущих только им особенностей.