ВАРІАНТ 1 1 рівень
У завдання 1-6 із чотирьох варіантів виберіть ОДНУ ПРАВИЛЬНУ.
1. Укажіть, з до яких органів дихають Земноводні:
А) зябер; В) тільки вологої шкіри;
Б) тільки легенів; Г) легенів і вологої шкіри.
2. Укажіть процес, НЕ характерний для плазунів:
А) процес регенерації; В) процес линяння;
Б) процес обміну речовин; Г) процес нестатевого розмноження.
3. Укажіть визначення пуголовка:
А) це зародок, що розвивається в ікринці;
Б) личинка жаби;
В) молоде жабеня;
Г) земноводне ряду Хвостаті.
4. Визначте, для чого слугує язик жаби:
А) утворення звуків; В) жування;
Б) розпізнавання запахів; Г) вловлювання здобичі.
5. Укажіть тварину, яка належить до класу Плазуни:
А) квакша;
Б) вобла;
В) саламандра;
Г) алігатор.
6. Визначте особливість шкіри плазунів:
А) волога, вкрита роговими лусками;
Б) суха, вкрита кістковими лусками;
В) суха, вкрита роговими лусками;
Г) волога, вкрита кістковими лусками.
2 рівень
7. Виберіть ОДНЕ правильне твердження.
A) Самки земноводних відкладають ікру у воду.
Б) Плазуни дихають шкірою.
B) Серце жаб двокамерне.
Г) Плазуни мають одне коло кровообігу.
8. Допишіть пропущені в тексті слова.
Більшість земновоних живе на 1) , але їх розвиток пов’язаний із 2). Їх личинки мешкають у 3) , вони дихають 4) та називаються – 5) .
Вода — составная часть всех элементов биосферы, не только водоемов, но и воздуха, почвы, живых существ. Это самое распространенное на планете природное соединение. Без воды невозможно существование ни животных, ни растений, ни человека. Для выживания любого организма ежедневно требуется определенное количество воды, поэтому свободный доступ к воде — жизненная необходимость.
Вода входит в состав минералов, содержится в клетках растений и животных, влияет на формирование климата, участвует в круговороте веществ в природе отложению осадочных пород и образованию почвы, является источником получения дешевой электроэнергии: ее используют в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд.
Несмотря на кажущееся достаточное количество воды на планете, пресной воды, необходимой для жизни человеку и многим другим организмам, катастрофически не хватает. Из всего количества воды в мире 97-98 % составляет соленая вода морей и океанов. Конечно, использовать эту воду в быту, сельском хозяйстве, промышленности, для производства пищевых продуктов невозможно. И все же гораздо серьезнее другое: 75 % пресной воды на Земле находится в виде льда, значительную ее часть составляют подземные воды, и лишь 1 % доступен для живых организмов. И эти драгоценные крохи человек нещадно загрязняет и беспечно расходует, при том что потребление воды непрерывно возрастает. Загрязнение гидросферы происходит прежде всего в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
Эволюция растений была изучена по ископаемым остаткам древних растений и с тщательного сравнения строения разных современных растений.
От жгутиконосцев произошли низшие одноклеточные - водоросли. В процессе эволюции одноклеточные водоросли, пройдя через этап колониальности, перешли к многоклеточным. Благодаря многоклеточности появилась специализация. Специализация - это превращение одинаковых частей в неодинаковые для выполнения различных функций. Например, у улотрикса все клетки одинаковые, потому что они выполняют одинаковые функции. У вольвокса одни клетки выполняют функцию питания и движения, а другие - только функцию размножения, поэтому они различаются по внешнему виду и строению. Водоросли не смогли выйти на сушу ввиду того, что их ткани легко отдают воду и, следовательно, быстро высыхают, а также в связи с тем, что для полового размножения им необходима водная среда.
Рис. 11.3. Схема эволюционных изменений растений в направлении увеличения размеров и значения бесполого поколения (2 n) и редукции размеров полового поколения (n):
А - водоросли; Б - мхи; В - папоротники; Г - голосеменные; Д - покрытосеменные.
Развитие водорослей характерно для архея, протерозоя, кембрика, ордовика. Зеленые водоросли возникли раньше других растений на Земле. Поэтому у них мы встречаем много разных полового размножения. На водорослях природа как бы испытывала его разные варианты. В дальнейшем эволюция растений шла в направлении ослабления функций гаметофита, что их выходу на сушу. Если водоросли появились примерно 1 млрд. лет назад, то первые наземные растения появились только 420 млн. лет назад. 580 млн. лет понадобилось растениям, чтобы перейти от водного к наземному образу жизни! Завоевание суши было длительным и трудным процессом, стоившим многих жертв растениям. Растения смогли жить на суше только после того, как у них появился эпидермис - специальная покровная ткань с толстыми клеточными стенками, пропитанными восковидным водонепроницаемым веществом (кутикулой) . На суше растениям пришлось самим поддерживать свое тело с специальных механических тканей.
Поскольку элементы питания равномерно рассеяны в окружающей среде, растения в ходе эволюции постепенно потеряли подвижность и перешли к прикрепленному образу жизни. Они в течение всей жизни остаются на одном месте, а передвижение связано либо с размножением (гаметы, пыльца, споры) , либо с постепенным нарастанием органов (например, корней в почве) .
Первыми растениями, при к жизни на суше, были ныне вымершие псилофиты (от греч. "псилос" - скудный, голый + "фитон" - растение) . Найдены ископаемые остатки некоторых псилофитов, и по ним был воссоздан внешний облик этих древних растений. Псилофиты были еще очень похожи на зеленых водорослей, от которых произошли. Их тело еще не было разделено на органы.
Мхи произошли от водорослей. Из споры образуется предросток, который имеет сходство с водорослью. Предросток развивается в мох - гаметофит, которому для копуляции гамет нужна вода. Для мхов характерно накопление воды в пазухах листьев. Образовавшаяся зигота развивается в спорофит, который не имеет самостоятельного значения, т. к. развивается на гаметофите. Спорофит засухоустойчив, что позволило мхам частично завоевать сушу.