Тематическая контрольная работа для 7 класса по теме: «Семейства растений» Вариант 1.
Задание 1.
Запишите формулу цветка семейства пасленовые и напишите 5 представителей этого семейства.
Задание 2.
Формула цветка крестоцветных:
А). Ч4 Л4 Т 2+4 П1 Б). Ч 2+2 Л 2+2 Т 6 П (2)
В). Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П (2) В). Ч 4 Л 2+2 Т 3+3 П (2)
Задание 3.
Исключите лишнее растение:
А). Белена чёрная Б). Табак душистый
В). Перец чёрный Г). Клевер красный
Задание 4.
Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных.
А). Стебель видоизменён в луковицу Б). В зародыше две семядоли
В). Имеют развитые главные корни Г). Дуговое жилкование листьев
Д). В околоцветнике 6 листочков Е). Хорошо развита чашечка
Ж). Плод – ягода или коробочка.
Задание 5.
Цветки злаков - невыразительные, с редуцированным околоцветником, собраны в соцветие. Какие опыления характерны для злаков? Приведите примеры растений данного семейства и характерные виды соцветий.
Задание 6.
Выпишите буквами соцветия характерные для семейства сложноцветных.

Задание 7.
Много ядовитых веществ содержат листья различных видов табака. Особенно ядовит никотин, который попадает в кровь человека при курении, при вдыхании табачного дыма и даже через неповреждённую кожу. Какие выводы на основании этого можно сделать?
Задание 8. Выпишите цифрами только правильные ответы, исключая неправильные суждения.
К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, деревья.
Плоды у крестоцветных – стручки и стручочки.
У некоторых видов крестоцветных развиваются корнеплоды.
Крестоцветные относятся к двудольным растениям.
Розоцветные – травянистые растения, кустарники. И деревья.
Розоцветные - ветроопыляемые растения.
В образовании плодов у некоторых видов розоцветных принимает участие не только пестик, но и другие части цветка.
Плоды яблони, груши, айвы развивается из завязи пестика и цветоложа.
Паслёновые – преимущественно травянистые растения
Формула цветка всех паслёновых – Ч(5) Л(5) Т(5) П 1
Белена и дурман – паслёновые растения.
Клубни картофеля развиваются на придаточных корнях
Все мотыльковые – самоопыляемые растения.
Листья мотыльковых с прилистниками.
Плоды мотыльковых – стручки.
Цветки сложноцветных имеют простой околоцветник.
Цветки у сложноцветных бывают язычковыми, ложноязычковыми, трубчатыми, воронковидными.
Плод у сложноцветных – коробочка.
Все злаковые травянистые растения.
Листья злаков имеют параллельное жилкование.
Цветки у всех злаков собраны в соцветие – сложный колос.
Некоторые злаки имеют сочные плоды.
Некоторые злаки имеют корневища.
У всех растений семейства лилейных образуются луковицы.
глубина ума заключается в отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
гибкость и подвижность ума человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления:
логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей;
доказательность мышления характеризуется использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;
критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи:
широта мышления охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Природное сообщество - это совокупность живых организмов, в определенной среде обитания, взаимодействующих между собой, с целью обмена веществами и энергией. Связи между компонентами природных сообществ формировались длительное время, поэтому, разрыв существующих связей или попытка встраивания в цепочки взаимодействия новых компонентов, может привести к гибели сообщества. В природном сообществе существует замкнутый оборот веществ. Природное сообщество назывантся биоценозом (био - природа, ценоз - общий). Биоценозы - это открытые системы, то есть природные системы взаимодействуют между собой, и, малые природные системы входят в состав больших, поэтому, природные сообщества - это основа существования живой материи. Искусственные сообщества называются агроценоз (агро - поле, ценоз общий). Агроценозы создаются человеком для удовлетворения его потребности в том или ином компоненте живой природы. Искусственные сообщества - это замкнутые системы, не взаимодействующие с другими системами, природными и искусственными. Они не имеют замкнутого круговорота веществ, поэтому являются гетеротрофными, то есть, нуждающимися в готовой пище. Гетеротрофными, искусственные системы делает органиченность видов и их не создавать полноценные пищевые цепочки. Искусственные системы формируются за короткое время, и их существование органичено, потому. что, искусственно созданные системы, в отличие от биосистем, приводят к истощению ресурсов, необходимых для существования. Основные отличия природных и искусственных сообществ: Природное сообщество / Искусственное сообщество 1.Большое разнообразие видов / 1. Бедное видовое разнообразие2.Замкнутый круговорот веществ / 2. Незакнутая цепь обмена веществ3. Формирует плодородную почву / 3. Истощение природных запасов4. Создается природными процес / 4. Короткая история создания рука- сами в течение длительного ми человека времени 5. Открытость и взаимодействие / 5. Замкнутая система, не взаимо- с другими системами дествующая с окружающей средой6. Высокая к саморе / 6. Слабая устойчивость, не гуляции и самовосстановлению ность к существованию без вме- шательства человека7. Накопление и очищение воды / 7. Расход и загрязнение воды8. Длительный срок существова- / 8. Короткий срок существования, ния часто искусственно обрываемый в виду отсуствия ротребности в существовании данного сообще- ства