Практическая работа IB A А С Тема. Есть ли у вас плоскостопие? Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Полу- чится след (рис. 35). Соедините самые край- ние точки со стороны большого пальца и пятки – линия AK. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры AB и MD от точек Аи М. Найдите точку пересече- ния MD со следом и обозначьте её буквой С. Затем CD разделите на AB. Если получится число, большее 0,33, то имеет место плоско- стопие, если меньше, то всё в порядке. У многих людей отрезок CD равен нулю, это в пределах нормы.
а) корова — человек;
б) большой пестрый дятел — ель;
в) кишечная палочка — человек;
г) рыба-прилипала — акула;
д) тля — рыжий муравей;
е) наездник-трихограмма — яйца капустной белянки;
ж) муха ктырь — комнатная муха;
з) человек — кровососущий комар;
и) грызун песчанка — саксаульная сойка;
к) лось — белка;
л) ель — гусеница сибирского шелкопряда;
м) волк — ворон.
Назовите тип биотических отношений, который чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих пар организмов:
волк — заяц, корова — жук-навозник, лесная мышь — дуб (желудь), дятел — личинка короеда, рыжая лесная полевка — лесная мышь, рыжий муравей — гусеница пяденицы, ондатра (водяная крыса) — полевка, сойка — рыжий муравей, взрослая ель — проросток березы, белый гриб — ель, гриб трутовик — береза, гриб пеницилл — бактерии, кукуруза — бодяк полевой, человек — аскарида, волк — дождевой червь, стрекоза — муравей, стрекоза — муха, карась — карп, шакал — лев, пчела — липа.
2. Азотфиксирующие бактерии усваивают азот воздуха для растений
3. Бактерии-паразиты вызывают заболевания у растений и животных
5. Участвуют в круговороте веществ в природе
6. Железобактерии, серо бактерии участвуют в образовании горных пород.
В жизни человека:
1. Молочнокислые - сметана, творог, масло; уксусные - квашение капусты, консервирование продуктов, чтобы они не портились
2. Болезнетворные бактерии
3. Бактерии-симбионты в организме человека лучше переваривать пищу