ПОМАГИТЕ ОТ ПОМАГИТЕ, ПОМАГИТЕ, ПОМАГИТЕ НАДО ЗДАТЬ ДО 3 МАЯ, А ТО МЕНЯ УБЮТ 7 КЛАСС БИОЛОГИЯ
« Наследственность и изменчивость. Размножение»
7 класс
Вариант 1
Цель обучения
7.2.4.1 Исследовать наследственные и ненаследственные
признаки организма человека
7.2.4.3 Объяснять роль генетического материала - ДНК в
хромосомах
7.2.2.2 Называть количество хромосом в соматических и
половых клетках
7.2.1.2 - сравнивать вегетативного размножения у растений
7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления,
Критерий
оценивания
Обучающийся
• Определяет наследственные и ненаследственные
признаки в организме человека
• Объясняет роль генетического материала
• Определяет количество хромосом в соматических
и половых клетках
• Сравнивает вегетативного размножения у растений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения
Вариант 1
Задания
Рассмотрите рисунок.
Приведите не менее двух примеров наследственной изменчивости, проявляющиеся у детей на данном рисунке.
2.Рассмотрите рисунок
а) Фрагмент какой молекулы изображён на рисунке?
[1]
б) Какую роль выполняет данная молекула?
[1]
3.Определите количество хромосом в организмах и заполните пропуски в таблице.
Организмы
Набор хромосом в соматических клетках
Набор хромосом в половых клетках
Ячмень
14
Томат
12
Овца
54
Кролик
22
4.Определите, является ли утверждение истинным или ложным (в соответствующей графе поставьте знак «+»).
Название растения
«истинна»
«ложь»
Картофель размножается клубнями
Малина размножается корневищем
Тюльпан размножается луковицей
Ландыш размножается корневыми отпрысками
5.На рисунке показан процесс опыления
1 2
(а)Определите типы опыления под номером 1
(в) Какое преимущество имеет данный тип опыления?
Исследует наследственные и ненаследственные признаки организма человека
1
Определяет наследственные признаки
1
Указывает приобретённые признаки
1
Объясняет роль генетического материала - ДНК в хромосомах.
2
Определяет ДНК
Доказывает роль ДНК в наследственности
1
1
Называет количество хромосом в соматических и половых клетках.
3
Указывает количество хромосом в половых и соматических клетках
4
Описывает вегетативное размножение
4
Описывает вегетативного размножение
2
Определяет типы опыления
5
Определяет типы опыления под номером 1
2
Всего
12
Согласно современным представлениям, первые синезелёные водоросли зародились ещё в архее[1] (не менее 2,5 млрд лет назад)[2]. На суше первые растения появились, по некоторым данным, уже в ордовикский период, примерно 450 млн лет назад[3][4]. Ключевым моментом в эволюции высших растений стало возникновение трахеидов — особых клеток, обеспечивающих транспорт воды и других питательных веществ внутри растительных тканей. Наличие трахеидов стало отличительным признаком сосудистых растений, первые из которых появились ещё в силуре. Дальнейшее развитие сосудистых растений связано с рас в девоне риниофитов, плауновидных и других представителей отдела, о чём красноречиво свидетельствуют ископаемые остатки из райниевых черт[5].
Сперматогенез — это процесс образования и созревания сперматозоидов — мужских половых клеток. Он происходит в яичках и длится в среднем 75 дней. Впервые этот процесс начинается во время полового созревания под влиянием мужских половых гормонов и продолжается до конца жизни. Для того чтобы сперматогенез протекал нормально, необходима температура около 34 °С, поэтому яички вынесены за пределы тела.
Яичко покрыто плотной белочной оболочкой, которая создает отходящие внутрь перегородки, формируя дольки. Внутри каждой дольки расположены от 1 до 4 семенных канальца — извитых трубочек со сперматогенным эпителием внутри. Именно там и происходит сперматогенез.
На базальной мембране — «основе» извитого канальца — сперматогенный эпителий располагается в несколько слоев, каждый из которых, по сути, отдельное «поколение» (генерация) сперматозоидов. Между ними находятся поддерживающие клетки — клетки Сертоли. Это «система жизнеобеспечения» формирующихся половых клеток. Клетки Сертоли снабжают будущие сперматозоиды питательными веществами и кислородом все время, пока происходит деление, рост и созревание сперматозоидов. Кроме того, они опосредованно регулируют сперматогенез, вырабатывая белок, переносящий тестостерон.
Стадия деления
В самом крайнем ряду, у базальной мембраны, располагаются сперматогонии — мелкие округлые клетки. По сути, это стволовые клетки для будущих гамет. Часть их активно делится, «сдвигая» дочерние клетки к центру извитого канальца. На этом этапе будущие половые клетки содержат полный набор хромосом — 23 пары. Некоторые (те, что остаются у базальной мембраны) продолжают активно делиться, остальные начинают дифференцировку (формирование), превращаясь в сперматоциты первого порядка, все еще имеющие 46 хромосом
Стадия роста
Сперматоциты первого порядка крупнее своих «прародителей», и в них идет активный обмен веществ, необходимый для подготовки к делению. Синтезируются белки, ферменты, удваивается ДНК.
На этой стадии сперматоциты первого порядка делятся дважды. После первого деления образуются сперматоциты второго порядка, имеющие 23 пары хромосом, которые сразу же делятся снова, и на этот раз каждой дочерней клетке — сперматиде — достается только одна хромосома из пары. Такое двойное деление, после которого клетка сохраняет только половинный набор хромосом, называется мейоз. В итоге из одного сперматоцита первого порядка получается 4 сперматиды. Половина из них содержит Х-хромосому, формирующую плод женского пола, половина — У-хромосому, необходимую для мужского генотипа.
Стадия созревания
Формирующиеся половые клетки по-прежнему крепко связаны с клетками Сертоли, обеспечивающими их питанием. Более того, они продолжают быть связанными и между собой мостиками из цитоплазмы. Это позволяет полноценно созреть и сформироваться клеткам, содержащим всего 23 хромосомы — количество, недостаточное для нормального существования клетки.
Стадия формирования
Формирование сперматозоидов из сперматид происходит в центральных рядах сперматогенного эпителия. Клетки отращивают жгутики, которые «свешиваются» в просвет канальцев. В жгутики смещается большая часть митохондрий — «энергетических станций» клетки. Именно они будут обеспечивать энергией движения «хвостика», обеспечивающие, собственно, возможность поступательного перемещения сперматозоидов, без которого сперма теряет фертильность.
А вот аппарат, обеспечивающий концентрацию ферментов — комплекс Гольджи — наоборот, перемещается к переднему концу головки, уплотняется и создает акросому. В ней содержатся ферменты, которые «растворяют» участок оболочки яйцеклетки, чтобы произошло оплодотворение. Сперматозоиды без акросомы не фертильны.
Только после созревания сперматозоидов разрывается цитоплазматический мостик, соединявший клетки, и полноценная гамета становится полностью автономной.
Зрелые сперматозоиды продвигаются в семявыносящие пути, соединяется с секретом предстательной железы, который обеспечивает подвижность и жизне сперматозоидов, и покидают организм во время эякуляции.