плачу
Контрольная работа по теме «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»
2 вариант
Часть 1. Выберите верный вариант ответа.
1. Биогеоценоз – это совокупность
А – взаимосвязанных компонентов неживой природы
Б – живых организмов одного вида
В - живых организмов разных видов
Г - живых организмов и компонентов неживой природы, связанных обменом веществ и
превращениями энергии
2. Биоценоз – это совокупность взаимосвязанных
А – организмов одного вида В – совместно обитающих организмов
разных видов
Б – компонентов живой и неживой природы Г – растений разных видов
3. Производители органических веществ в экосистеме -
А – продуценты В - редуценты
Б – консументы Г - животные
4. К продуцентам относят
А - животных В - бактерии
Б - растения Г - грибы
5. Потребители органических веществ в экосистеме -
А - продуценты В - консументы
Б - растения Г - редуценты
6. К консументам относят
А - растения В - бактерии
Б - животных Г - грибы
7. Разрушители органических веществ в экосистеме -
А - редуценты В - продуценты
Б – консументы Г – растения и животные
8. К редуцентам относят
А – растительноядных животных В - растения
Б – хищников Г - бактерии и грибы
9. Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это при к
использованию
А – воды В – углекислого газа
Б – солнечного света Г – минеральных солей
10. Определите правильно составленную пищевую цепь
А – семена ели – еж – мышь -лисица В - семена ели – мышь – еж - лисица
Б – лисица – еж – мышь – семена ели Г – мышь – еж – семена ели - лисица
11. Начальное звено в цепях питания -
А - хищники В - растительноядные животные
Б – бактерии и грибы Г - растения
12. Уменьшение численности особей, количества биомассы или энергии от первого
трофического уровня к последующим называют
А – цепью питания В – пищевой сетью
Б – правилом экологической пирамиды Г – круговоротом веществ
13. Саморегуляция в биогеоценозе проявляется в том, что
А - виды усиленно размножаются В – ни один вид полностью не уничтожается
другим
Б – численность особей изменяется Г – особи одного вида уничтожают особей других
видов
14. Основная причина саморазвития сообществ -
А – изменения погоды В – изменение освещенности
Б – влияние организмов на среду обитания Г – изменение температуры воздуха
15. Агроценозы в отличие от биогеоценозов
А – существуют без вмешательства человека В – созданы человеком
Б – более устойчивы Г – имеют замкнутый кругооборот
веществ
Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести.
В1. К биотическим компонентам экосистемы леса относят:
1. Обитатели лесной подстилки
2. Температурный режим
3. Деревья
4. Хищники
5. Структура и состав почвы
6. Режим осадков
В2. Глобальным экологическим проблемами являются:
1. Строительство газопроводов
2. Истощение озонового экрана
3. Изменение климата
4. Уменьшение численности хищников в отдельных экосистемах
5. Сокращение видового разнообразия биосферы
6. Низкая рождаемость в некоторых странах
Установите соответствие
В3. Установите соответствие между компонентами биосферы и их примерами. Для этого каждому
первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных
ответов.
Примеры Типы отношений
А. водоросль и гриб в лишайнике
Б. рак-отшельник и актиния
В. культурные растения и сорняки
Г. саженцы сосны и ели в смешанных
посадках
Д. щука и окунь
Е. клубеньковые бактерии и бобовые растения
1. симбиоз
2. конкуренция
Работа с текстом
В4. Вставьте в текст пропущенные определения из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся
последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
В.И.Вернадский определил (А) как наружную оболочку Земли, населенную живыми
организмами. Совокупность всех населяющих ее организмов он назвал (Б). Почвенный
покров, в создании которого принимали участие и организмы и неживая природа, он отнес к
(В), а торф, каменный уголь и нефть, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности
организмов, он назвал (Г).
Термины
1. косное вещество
2. живое вещество
3. биогенное вещество
4. биокосное вещество
5. биосфера
6. гидросфера
Цветущее растение размножается семенами. Растения, которые не имеют цветов, размножаются спорами.
Спора — это одноклеточные организмы. Спора невидима глазом, ее можно рассмотреть только под микроскопом. Споры находятся в воздухе вокруг нас. Поэтому, когда пища остается незакрытой и на ней образуется плесень, мы знаем, откуда она появилась. Некоторые виды спор, которые находятся в воздухе, попадают на пищу и начинают расти.
Грибы, папоротники и мхи размножаются спорами. Морские водоросли также образуют споры.
У растения споры развиваются в спорангиях. У гриба спорангия находится внутри гимениальных пластинок под шляпкой гриба. У мхов споры развиваются в капсуле на макушке стебля.
Когда споры созреют, они высеиваются. Ветер разносит их далеко. Споры водяных растений, таких, как водоросли, расплываются в разные стороны. У них есть крошечные хвостики, которые называются ресничками. Эти споры называются зооспорами, и когда они созревают, они быстро отплывают от растения. Через короткий промежуток времени они останавливаются и теряют свои хвостики. Тогда они начинают вырастать в новые растения.
Туловище скорпиона состоит из головогруди и брюшка. Головогрудь прикрыта хитиновым покровом , к ней прикрепл. 4 пары ходильных ног . в последнем сегмнте брюшка находится - телсон - ядовитый аппарат. Днём скорпионы прячутся под камнями. Агрессивность скорпионы проявляют, только когда им грозит опасность ( если человек слишком близко ).
Тарантур представитель семейства пауки-волки. Ведут ночной образ жизни. Смеретельные исходы от укуса тарантула бывают редки.. При укусе : гиперемия, отёк тканей, общая слабость, болевые ощущения около суток.