Оцените реальные ситуации и подумайте, какие выводы можно из них сделать. 1) Амеба может фагоцитировать одноклеточные водоросли и не переваривать их по нескольку дней. При этом она получает от водоросли кислород и глюкозу (результат фотосинтеза). А водоросль получает из цитоплазмы амебы углекислый газ, воду, минеральные вещества. Кроме того, в цитоплазме более комфортные условия – постоянный химический состав, более постоянные давление и температура, отсутствие хищников и паразитов. 2) Можно поставить следующий эксперимент: сочный мясистый зеленый лист перетереть в мелкую кашицу с толченым стеклом. Поместить эту кашицу в чистую пробирку. В абсолютно темной комнате (полностью исключающей попадание света) осветить кашицу ярким лучом, близким по спектру к дневному свету в течение 1–1,5 с. Вы увидите, что после выключения луча содержимое пробирки будет короткое время светиться. При повторном освещении свечения не наблюдается, даже если увеличить мощность.
Образовательные: углубить знания об анализаторах, их взаимодействии на примере кожно-мышечной чувствительности, вкусового и обонятельного анализаторов, сформировать знания о необходимости соблюдения гигиенических правил для сохранения обоняния, осязания и вкуса.
Развивающие: развитие навыков самостоятельной работы с литературой, навыков работы в группе, умений проводить эксперимент и объяснять его результаты.
Воспитательные: продолжить работу по формированию бережного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к курению и алкоголю.
Оборудование: таблицы: «Обонятельный и вкусовой анализаторы», «Кожа», «Скелетные мышцы»; видеофрагмент «Анализаторы».
^ На столах учащихся: дополнительная литература по изучаемому вопросу, опорные схемы – «орган обоняния – нос», «орган вкуса – язык», «орган осязания – кожа и мышцы», сахар, лимонная кислота, булавка, спиртовка, пробирки с различными пахучими веществами.
По отношению к свету растения делят на :
1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
3. теневыносливые – растения обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения