Ефрос Наталья Вячеславовна, зам. директора по УВР, учитель химии и биологии
Разделы: Биология
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.
Для решения задач по молекулярной биологии необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых кислот,строение ДНК, репликация ДНК , функции ДНК, строение и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода,мутация.
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные"– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных и запутанных задач.
Для закрепления теоретического материала по и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также во для самоконтроля.
Примеры решения задач
Необходимые пояснения:
Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
митоз - это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот , а митотический цикл включает в себя: - подготовку к делению ( интерфазу) - и само деление - митоз ( профаза, метафаза, анафаза, телофаза) интерфаза делится на 3 периода - g1, s и g2 g1( пресинтетический период) к синтезу происходит: - усиленное образование рнк и белков - повышение активности ферментов,участвующих в синтезе днк s (синтетический) - редупликация ( удвоение) днк g2 ( постсинтетический) синтеза митоз - увеличение объемов ядра - спирализация хромосом - центриоли расходятся к полюсам, начинает формироваться ахроматиновое веретено ( веретено деления) - ядерная оболочка распадается ( распадается на фрагменты, их края смыкаются, образуя мелкие пузырьки -вакуоли, которые затем сливаются с каналами эпс) метафаза - спирализация хромосом достигает максимума - сильно хромосомы устремляются к экватору клетки - располагаются на равном расстоянии от полюсов анафаза - центромеры хромосом разделяются - нити веретена,прикрепленные к центромерам, тянут хромосомы к полюсам клетки ( плечи хромосом при этом пассивно следуют за центромерой) телофаза - происходит деспирализация хромосом ( раскручивание) - образуется ядерная оболочка.
Открытый урок | Первое сентября
Главная
Положение о фестивале и конкурсах
Поиск по сайту
Статья недели
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку»
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Конкурс «Электронный учебник на уроке»
Конкурс «Цифровой класс»
Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Конкурс «История регионов России»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная свзяь
₽
Продажа живых перепелов.Доставка!
Узнать больше
vipferma.com
Решение задач по молекулярной биологии
Ефрос Наталья Вячеславовна, зам. директора по УВР, учитель химии и биологии
Разделы: Биология
Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.
Для решения задач по молекулярной биологии необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых кислот,строение ДНК, репликация ДНК , функции ДНК, строение и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода,мутация.
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные"– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных и запутанных задач.
Для закрепления теоретического материала по и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также во для самоконтроля.
Примеры решения задач
Необходимые пояснения:
Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
Длина одного шага – 3,4 нм
Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
вычисление молекулярной массы белка:
митоз - это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот , а митотический цикл включает в себя: - подготовку к делению ( интерфазу) - и само деление - митоз ( профаза, метафаза, анафаза, телофаза) интерфаза делится на 3 периода - g1, s и g2 g1( пресинтетический период) к синтезу происходит: - усиленное образование рнк и белков - повышение активности ферментов,участвующих в синтезе днк s (синтетический) - редупликация ( удвоение) днк g2 ( постсинтетический) синтеза митоз - увеличение объемов ядра - спирализация хромосом - центриоли расходятся к полюсам, начинает формироваться ахроматиновое веретено ( веретено деления) - ядерная оболочка распадается ( распадается на фрагменты, их края смыкаются, образуя мелкие пузырьки -вакуоли, которые затем сливаются с каналами эпс) метафаза - спирализация хромосом достигает максимума - сильно хромосомы устремляются к экватору клетки - располагаются на равном расстоянии от полюсов анафаза - центромеры хромосом разделяются - нити веретена,прикрепленные к центромерам, тянут хромосомы к полюсам клетки ( плечи хромосом при этом пассивно следуют за центромерой) телофаза - происходит деспирализация хромосом ( раскручивание) - образуется ядерная оболочка.