Взаимосвязь пластического и энергетического обмена: пластический обмен поставляет для энергетического обмена органические вещества и ферменты, а энергетический обмен поставляет для пластического — энергию, без которой не могут идти реакции синтеза. нарушение одного из видов клеточного обмена ведет к нарушению всех процессов жизнедеятельности, к гибели организма. все множество обменных процессов подразделяется на два противоположных потока реакций, которые называются энергетический обмен и пластический обмен. пластический и энергетический обмен – это сопряженные (взаимосвязанные) процессы. продукты реакций пластического обмена рано или поздно вступают в реакции энергетического обмена и наоборот. энергия, полученная в ходе реакций энергетического обмена, используется в реакциях пластического обмена. реакции метаболизма рано или поздно завершаются превращением всей исходной энергии в тепло.
сцепленное наследование. г. мендель опубликовал результаты своих исследований в 1865 г., однако тогда его открытия остались незамеченными. только в 1900 г. к-корренс (германия), г. де фриз (голландия) и э. чер мак (австрия) независимо друг от друга обнаружили у разных видов растений те же закономерности наследования признаков, что и г. мендель. генетик у. бэтсон подтвердил законы менделя на животных. переоткрытие законов менделя вызвало глубокий интерес к изучению закономерностей наследования признаков и способствовало быстрому развитию генетики.
в 1902 г. цитолог и эмбриолог т. б о в е р и представил доказательства участия хромосом в процессах передачи наследственной информации. он показал, например, что нормальное развитие морского ежа возможно лишь при наличии всех хромосом. подобную связь заметил в 1903 г. и американский цитологу. с эттон. так получили обоснование предположения менделя
о наследственных факторах, о наличии одинарного набора этих факторов в гаметах и двойного — в зиготах. в 1909 г. датский биолог в. иогансен ввел понятие s.ген: /.
в 1910 г. американский генетик т. морган экспериментально доказал, что гены расположены в хромосомах. многочисленные исследования моргана и его учеников к целому ряду важнейших открытий, которые легли в основу хромосомной теории наследственности. одно из ее положений можно сформулировать следующим образом: гены расположены в хромосомах в линейном порядке и занимают определенные участки — локусы, причем аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом.
закон независимого наследования (третий закон менделя) справедлив в том случае, если неаллельные гены находятся в разных парах хромосом. однако количество генов у живых организмов значительно больше числа хромосом. например, у человека около 25 тыс. генов, а количество хромосом —
23 пары (2п = 46); у плодовой мушки дрозофилы приблизительно 14 тыс. генов и всего 4 пары хромосом (2п = 8). следовательно, каждая хромосома содержит множество генов. будут ли гены, локализованные в одной хромосоме, наследоваться независимо? очевидно, что нет.
гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. совместное наследование генов т. морган предложил называть сцепленным наследованием (в отличие от независимого). каждая пара гомологичных хромосом содержит гены, контролирующие одни и те же признаки, поэтому количество групп сцепления равно числу пар хромосом. например, у человека 23 группы сцепления, а у дрозофилы — 4.
сцепленное наследование. г. мендель опубликовал результаты своих исследований в 1865 г., однако тогда его открытия остались незамеченными. только в 1900 г. к-корренс (германия), г. де фриз (голландия) и э. чер мак (австрия) независимо друг от друга обнаружили у разных видов растений те же закономерности наследования признаков, что и г. мендель. генетик у. бэтсон подтвердил законы менделя на животных. переоткрытие законов менделя вызвало глубокий интерес к изучению закономерностей наследования признаков и способствовало быстрому развитию генетики.
в 1902 г. цитолог и эмбриолог т. б о в е р и представил доказательства участия хромосом в процессах передачи наследственной информации. он показал, например, что нормальное развитие морского ежа возможно лишь при наличии всех хромосом. подобную связь заметил в 1903 г. и американский цитологу. с эттон. так получили обоснование предположения менделя
о наследственных факторах, о наличии одинарного набора этих факторов в гаметах и двойного — в зиготах. в 1909 г. датский биолог в. иогансен ввел понятие s.ген: /.
в 1910 г. американский генетик т. морган экспериментально доказал, что гены расположены в хромосомах. многочисленные исследования моргана и его учеников к целому ряду важнейших открытий, которые легли в основу хромосомной теории наследственности. одно из ее положений можно сформулировать следующим образом: гены расположены в хромосомах в линейном порядке и занимают определенные участки — локусы, причем аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом.
закон независимого наследования (третий закон менделя) справедлив в том случае, если неаллельные гены находятся в разных парах хромосом. однако количество генов у живых организмов значительно больше числа хромосом. например, у человека около 25 тыс. генов, а количество хромосом —
23 пары (2п = 46); у плодовой мушки дрозофилы приблизительно 14 тыс. генов и всего 4 пары хромосом (2п = 8). следовательно, каждая хромосома содержит множество генов. будут ли гены, локализованные в одной хромосоме, наследоваться независимо? очевидно, что нет.
гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. совместное наследование генов т. морган предложил называть сцепленным наследованием (в отличие от независимого). каждая пара гомологичных хромосом содержит гены, контролирующие одни и те же признаки, поэтому количество групп сцепления равно числу пар хромосом. например, у человека 23 группы сцепления, а у дрозофилы — 4.