Лабораторно-практическая работа:
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
Цель работы: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные со к полету.
Материал и оборудование: чучела птиц, раздаточный материал «Коллекция перьев птиц», ручные лупы, фотографии с изображением птиц.
Рекомендации по подготовке к занятию. Для проведения работы надо изготовить раздаточный материал «Коллекция перьев птицы», обычно используют куриные, а если удается, то и гусиные перья. Однако в последнее время для коллекции чаще стали использовать перья волнистого попугайчика. Это связано с небольшими размерами (можно уменьшить размер карточки) и окраской пера. Перья собирают во время линьки. На каждую карточку наклеивают контурное и пуховое перо, собственно пух. Кроме раздаточного материала, для работы потребуются чучела птиц.
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите рисунок птицы. Какова форма ее тела? Перечислите отделы тела птицы. По каким признакам птицу можно отличить от других позвоночных животных? Что вы знаете о покровах тела птиц?
2. Выясните, как расположены перья на теле птицы. Где размещаются более мелкие перья, а где – более крупные? Почему?
3. Изучите набор перьев птиц. Сравните их строение, в чем сходство и различие. Обратите внимание на строение контурного пера. Найдите очин, ствол, опахало. Осмотрите щетинки опахала под лупой. Найдите бородки первого порядка. Какова функция бородок? Нарисуйте строение перьев и обозначьте их основные части.
4. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на клюв. Из каких частей он состоит? Найдите у основания клюва восковицу. Для чего она служит? Найдите наружные ноздри. Какие еще органы чувств расположены на голове?
5. Сравните строение передних и задних конечностей птицы. Почему в их строении возникли столь резкие различия?
6. Подведение итогов работы: выпишите особенности строения птиц, связанные с полетом.
Строение семян двудольных и однодольных растений
Семена цветковых растений всегда находятся внутри плода (покрыты околоплодником). Данный признак определяет второе название цветковых растений – покрытосеменные. Цветковые растения принято подразделять на два класса: двудольные и однодольные.
Строение семени двудольного растения.
На внутреннем изгибе семени фасоли имеется рубчик – место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком есть небольшое отверстие, через которое в семя попадают воздух и вода.
Кожура семени плотная и прочная, с гладкой блестящей поверхностью, разнообразной окраски. Она предохраняет семя от высыхания, преждевременного прорастания, повреждений и загнивания. Если убрать кожуру (она легко снимается с набухшего в воде семени), то внутри можно различить 2 семядоли.
У двудольных растений (подсолнечник, дыня, арбуз, тыква, огурец, дуб, помидор и др.) питательные вещества, необходимые зародышу, накапливаются в семядолях. Если отделить семядоли фасоли друг от друга, можно увидеть на одной из них зародыш.
Строение семени однодольного растения.
Зерновка, как и семя фасоли, покрыта снаружи плотной кожурой. При созревании тонкая стенка плотно срастается с семенной кожурой и не отделяется от нее, сколько бы времени ни замачивалась зерновка. Поскольку кожура не отделяется так легко, как у фасоли, зерно разрезают вдоль на две части (рис. 3). Значительная часть зерновки занята эндоспермом.В его клетках накапливаются крахмал, белки, жиры. В нижней части зерновки располагается зародыш, отделенный от эндосперма семядолей (у злаков семядолю называют еще щитком). Семядоля (она прощупывается в виде опоясывающего бугорка на поверхности целого зерна) не имеет питательных веществ. Она защищает зародышевую почку. Через нее из эндосперма к зародышу поступают питательные вещества.
Однодольные растения бывают с ярко окрашенными цветками (орхидеи, ирисы) или мелкими и невзрачными, часто без околоцветника (злаки, осока).
Объяснение:
Объяснение:
Кровь состоит из клеток (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов) и межклеточного вещества (плазмы).
Эритроциты (красные кровяные клетки) содержат белок гемоглобин, в состав которого входит железо. Гемоглобин переносит кислород и углекислый газ. (Угарный газ прочно соединяется с гемоглобином и не дает ему переносить кислород.)Имеют форму двояковогнутого диска,не имеют ядра,живут 3-4 месяца,образуются в красном костном мозге.Лейкоциты (белые кровяные клетки) защищают организм от инородных частиц и микроорганизмов, являются частью иммунной системы. Фагоциты осуществляют фагоцитоз, В-лимфоциты выделяют антитела.Могут менять форму, выходить из кровеносных сосудов и передвигаться как амёбы,имеют ядро,образуются в красном костном мозге, дозревают в тимусе и лимфатических узлах.Тромбоциты (кровяные пластинки) участвуют в процессе свертывания крови.Плазма состоит из воды с растворенными веществами. Например, в плазме растворен белок фибриноген. При свертывании крови он превращается в нерастворимый белок фибрин.
Часть плазмы крови выходит из кровеносных капилляров наружу, в ткани, и превращается в тканевую жидкость. Тканевая жидкость непосредственно контактирует с клетками тела, доносит до них кислород и другие вещества. Чтобы возвращать эту жидкость обратно в кровь, имеется лимфатическая система.
Лимфатические сосуды открыто оканчиваются в тканях; тканевая жидкость, попавшая туда, называется лимфой. Лимфа – это прозрачная бесцветная жидкость, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов, но много лимфоцитов. Лимфа движется за счет сокращения стенок лимфатических сосудов; клапаны в них не дают лимфе течь назад. Лимфа очищается в лимфатических узлах и возвращается в вены большого круга кровообращения.
Для внутренней среды организма характерен гомеостаз, т.е. относительное постоянство состава и других параметров. Это обеспечивает существование клеток организма в постоянных условиях, независимых от окружающей среды. Сохранением гомеостаза управляет гипоталамо-гипофизарная система.