Лабораторная работа по биологии 9 класс выполнить
Приложение.
Лабораторная работа №5
«Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в экосистеме».
Цель: выявить различные формы биотических взаимодействий в биоценозе.
Ход работы:
1.Используя дополнительную литературу, составьте перечень основных видов растений, грибов, животных конкретного биоценоза (например, хвойного, смешанного или широколиственного леса, луга и т.д.). Данные занесите в таблицу:
Растения разных групп
(светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, растения, предпочитающие умеренно увлажнённую почву и др.)
Грибы
Растительноядные животные
Животные, питающиеся насекомыми и другими беспозвоночными
Мелкие хищники
Крупные хищники
2.Назовите виды выбранного вами биоценоза, между которыми устанавливаются разнообразные пищевые взаимодействия. Примеры этих разнообразных взаимодействий (симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, аменсализм и др.) занесите в таблицу по образцу:
Тип взаимодействия
Условные обозначения
Характеристика типа взаимодействия
Примеры биотических взаимодействий
Конкуренция
(- -)
Организмы соревнуются за одни и те же ресурсы среды
Одновозрастные ели соревнуются за воду, минеральные вещества, свет.
Сделайте вывод о разнообразии типов биотических взаимодействий в выбранном вами биоценозе.
Теоретический материал для подготовки по новой теме.
Нервная система млекопитающих. В отличие от других позвоночных у млекопитающих особого развития достигает передний мозг и его кора, образованная несколькими слоями тел нервных клеток. Кора покрывает весь передний мозг. У большинства видов млекопитающих она образует мозговые складки и извилины с глубокими бороздами (рис. 330). Установлено, что, чем больше складок и извилин, тем сложнее поведение животного. Так, у кроликов с относительно простым поведением кора почти гладкая, а у собак и обезьян, чей головной мозг обладает большим числом извилин и борозд, поведение гораздо сложнее и разнообразнее.
Поведение млекопитающих определяется не только сложными инстинктами, но и высшей нервной деятельностью, связанной с легким и быстрым образованием большого числа условных рефлексов.
У новорожденного детеныша, даже еще слепого и глухого, инстинктивно нашедшего сосок млечной железы матери и глотнувшего несколько капель молока, образуются пищевые рефлексы на тепло и запах тела матери. Теперь он не тычется в тело матери где попало, а безошибочно находит соски. У прозревшего детеныша образуются рефлексы на вид матери, различные другие раздражители, действующие во время сосания молока. У подрастающего зверька, например лисенка, проявляются врожденные ориентировочные рефлексы («Что такое?»). Лисенок увидел принесенную матерью птицу, понюхал ее, вонзил в нее зубы и, почувствовав вкус мяса, стал рвать добычу на части и глотать куски. При этом вкус мяса сочетался с видом, запахом добычи. Позднее у лисенка, увидевшего птицу или почувствовавшего запах мыши, сразу же проявляются пищевой рефлекс и связанные с ним рефлексы охоты. Постепенно у подрастающего лисенка образуется множество условных рефлексов ему быстро находить добычу, ловить ее, избегать опасности. При этом одни приобретенные рефлексы у него образуются, а другие исчезают. Пробегая вблизи стога сена, лисенок услышал писк мышей. Ему удалось здесь насытиться. Через некоторое время мыши в стогу перевелись и рефлекс на вид этого стога будет постепенно угасать.