ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Передвижение воды и минеральных веществ по растению
Цель: изучить процесс транспорта воды и минеральных веществ по растительному организму.
Оборудование и материалы: ветки липы (или другого растения), простоявшие 2-4 суток в воде.
Теоретические сведения
Корни, поглощая воду из почвы, вместе с ней постоянно привносят в организм растворённые минеральные соли. Поступив с водой в растение, соли не испаряются, а остаются в нём. Передвижение воды с растворёнными в ней минеральными веществами в растении идёт по сосудам древесины в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волосков внизу и от интенсивности испарения наверху. Восходящий ток воды объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого он необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процесса фотосинтеза в листьях.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Рассмотрите поперечный срез стебля ивы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Установите, какой слой стебля окрасился. 3. Зарисуйте срез стебля, подпишите окрашенный слой.
II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. В каком направлении перемещается вода и минеральные вещества по стеблю?
2. По какому слою стебля проходит транспорт воды и минеральных веществ?
3. В чем особенность строения клеток, по которым передвигаются вода и минеральные вещества
Раковины двустворчатых моллюсков состоят из карбоната кальция и представляют собой две обычно равные по величине створки, скреплённые друг с другом с одного края, возле макушки, упругой белковой связкой — лигаментом. Кроме того, их соединение обеспечивают чередующиеся выступы (зубы) и выемки, расположенные на каждой створке раковины и составляющие замок. Такое устройство раковины позволяет открывать створки для питания или передвижения и плотно закрывать их в случае опасности. Как правило, раковина двусторонне-симметричная. Её размер варьирует от нескольких миллиметров до метра и более, однако у большинства представителей он не превышает 10 см.
Начиная с доисторического времени, двустворчатые моллюски составляли важную часть рациона жителей побережья. Ещё римляне разводили устриц в прудах, а ныне большинство употребляемых в пищу двустворчатых моллюсков выращивают в марикультуре. Изучение жизненных циклов съедобных двустворчатых сделало возможным разведение их в питомниках, а также разработку новых технологий их разведения. Помимо пищевого применения, Bivalvia являются производителями натурального жемчуга. Жемчужины используют в ювелирном деле, а перламутр из раковин двустворчатых — в изготовлении пуговиц или дешёвых украшений. Двустворчатые также могут служить биоиндикаторами загрязнения окружающей среды. Наконец, они представляют собой ценный корм для рыб и других животных[2].
Находки древнейших ископаемых двустворчатых моллюсков датируются началом кембрийского периода, их возраст составляет более 500 млн лет. Общее число ныне живущих видов составляет приблизительно 9200[3] (по другим данным, более 20 тысяч[2]). Их включают в 1260 родов и 106 семейств[3][4].
В России встречается около 1000 видов двустворчатых[5]. Морские пластинчатожаберные (включая виды, обитающие в солоноватых и эстуарных водах) представлены примерно 8000 видами, которые включают в 4 подкласса, 99 семейств и 1100 родов. Крупнейшие семейства пластинчатожаберных — венериды (Veneridae; более 680 видов), а также теллиниды (Tellinidae) и люциниды (Lucinidae), каждое из которых содержит более 500 видов. Пресноводные Bivalvia составляют 7 семейств, крупнейшее из которых — униониды (Unionidae) — включает около 700 видов. Хотя общим числом видов двустворчатые в несколько раз уступают брюхоногим, по численности и биомассе на единицу площади морского дна они значительно превосходят другие группы моллюсков[2]. )))
Вторая причина - переработка идет до неорганического вещества. Если бы бактерий не было, неорганические вещества исчерпались бы. Не было бы пищи растениям - продуцентам. Исчезли бы растения. Консументам - растительноядным животным - нечего было бы есть. Они бы тоже в итоге исчезли. Раз они бы исчезли, то нечего было бы есть хищным животным и человеку.
Причины две, а результат один - ЖИЗНЬ исчезла бы.