Контрольная работа 5 класс “ Живые организмы ”
2 вариант
Часть А. Выберите один правильный ответ.
A1. Из одной клетки состоит тело: 1) водоросли; 2) бактерии; 3) пеницилла; 4) бледной поганки
А2. Размножается спорами растение:1) ель обыкновенная;2) берёза повислая;3) одуванчик лекарственный;
4) папоротник щитовник.
А3. Плодовое тело из шляпки и ножки образует:1) мох сфагнум;2) почвенная бактерия;3) папоротник орляк;4) гриб подберёзовик.
А4. Кедр представляет собой: 1) высшее голосеменное растение; 2) позвоночное животное;
3) лишайник; 4) шляпочный гриб.
А5. В клетках каких организмов отсутствует оформленное ядро? 1) бактерии; 2) грибы; 3) растения; 4) животные
А6. Установите один лишний объект:1) кишечная палочка;2) ламинария; 3) холерный вибрион;4) стрептококк.
Часть В.
B1.Установите соответствие между элементами первого и второго столбца.
Растения
Группа растений
1. Сосна
2. Василек
3. Рябина
4. Тополь
5. Ель
6. Лиственница
А. Голосеменные (хвойные)
Б. Покрытосеменные (цветковые)
B2. Выпишите номера предложений, содержащих биологические ошибки.
1) Существуют болезнетворные бактерии, которые вызывают опасные заболевания
человека.
2) Все шляпочные грибы являются съедобными.
3) Дрожжи используют в хлебопечении и виноделии.
4) Флора – это растительный мир.
5) Бледная поганка - это съедобный гриб.
Часть С. Дайте развернутый ответ.
1. Какие растения относят к голосеменным?
2. Приведите примеры растений, относящихся к этой группе( не менее трех)
3. Каково значение голосеменных в природе и жизни человека?
Вода. Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах — вода. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов около 10 %, а в клетках развивающегося зародыша - более 90 %. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80 % массы тела.
Роль воды в клетке очень велика. Ее функции во многом определяются химической природой. Дипольный характер строения молекул обусловливает воды активно вступать во взаимодействие с различными веществами. Ее молекулы вызывают расщепление ряда водорастворимых веществ на катионы и анионы. В результате это ионы быстро вступают в химические реакции. Большинство химических реакций представляет собой взаимодействие между растворимыми в воде веществами. Таким образом, полярность молекул и образовывать водородные связи делают воду хорошим растворителем для огромного количества неорганических и органических веществ.
вода, минеральные соли,
Кроме того, в качестве растворителя вода обеспечивает как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов жизнедеятельности, поскольку большинство химических соединений может проникнуть через наружную клеточную мембрану только в растворенном виде.
Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов — ферментов — она вступает в реакции гидролиза, т. е. реакции, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН-или Н+ воды. В результате образуются новые вещества с новыми свойствами.
Вода обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоемкостью, поэтому температура внутри клетки остается неизменной или ее колебания оказываются значительно меньшими, чем в окружающей клетку среде.
Минеральные соли. Большая часть неорганических веществ клетки находится в виде солей — либо диссоциированных на ионы, либо в твердом состоянии. Среди первых большое значение имеют катионы калия, магния, кальция, которые обеспечивают такое важнейшее свойство живых организмов, как раздражимость. В тканях многоклеточных животных кальций входит в состав межклеточного "цемента", обусловливающего сцепление клеток между собой и упорядоченное их расположение в тканях. От концентрации солей внутри клетки зависят буферные свойства клетки. Буферностью называется клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего содержимого на постоянном уровне.
Нерастворимые минеральные соли, например фосфорнокислый кальций, входят в состав межклеточного вещества костной ткани, в раковины моллюсков, обеспечивая прочность этих образований.
прямохождение - изменение растительного мира Земли - большие открытые пространства и при этом небольшая физическая сила и как следствие необходимость своевременного обнаружения врагов, - с высоты роста легче обнаружить врагов.
поскольку при прямохождении руки остаются свободными, предки человека стали хватать ими различные предметы,совершать с ними различные действия, что в свою очередь привело к развитию головного мозга. Чем совершеннее и мельче становились движения рук и пальцев, тем большее развитие получали большие полушария мозга.
обнаружив свойства огня и научившись им управлять для обогрева жилища , а также используя шкуры животных для защиты\маскировки от врагов , у предков выработался новый механизм сохранения тепла тела - и волосяной покров стал не нужен, и в процессе эволюции постепенно уменьшился и исчез.
Хотя есть еще одна гипотеза - это радиация и возникновение мутаций под действием радиоактивного излучения. Это привело к исчезновению волосяного покрова, изменилась структура головного мозга - клетки нервные переднего мозга интенсивно начали делиться, объем мозга увеличился, и потому под черепной коробкой образовыались борозды и извилины.