Контрольная работа № 3 «Многообразие растений»
Вариант 2
Часть 1. Из четырех вариантов ответа выберите один правильный.
1. К семенным растениям относят
а) хвойные; б) папоротниковидные; в) моховидные; г) водоросли.
2. Моховидные растения выделяют в
а) царство; б) отдел; в) класс; г) семейство.
3. Спорангии со спорами у кукушкина льна находятся на
а) заростке; б) предростке; в) верхушке мужского растения;
г) верхушке женского растения.
4. Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкина льна, имеет
а) корни; б) ризоиды; в) водоносные клетки;
г) хорошо развитые проводящие ткани.
5. Какой признак характерен для голосеменных растений
а) слабо развитая корневая система; б) наличие яркого околоцветника;
в) формирование семян в плодах; г) образование шишек.
6. Какое растение образует семена
а) хвощ полевой; б) сосна обыкновенная; в) торфяной мох – сфагнум;
г) плаун булавовидный.
Часть 2. Выберите три верных ответа из шести.
В1. Какие признаки характерны для зеленых водорослей
1) поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе дыхания;
2) существуют в виде одноклеточных и многоклеточных организмов;
3) длина их тела составляет от нескольких см до 100 м;
4) обитают в водоемах, на влажной поверхности почвы;
5) формируют половые клетки;
6) образуют споры в коробочках.
В2. Установите соответствие между названием водоросли и группой, к
которой её относят:
Название водоросли Группа водорослей
а) улотрикс 1) зеленые
б) ламинария 2) бурые
в) фукус
г) хлорелла
д) хлорококк
В3. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к
которому его относят.
Признак растения Отдел
а) представлено деревьями и кустарниками 1) Папоротниковидные
б) у многих представителей развивается 2) Голосеменные
корневище
в) хорошо развиты проводящие ткани
г) произрастают в основном во влажных местах
д) имеют незащищенные стенками завязи
семязачатки.
У многих млекопитающих детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни.
Заботы о потомстве у млекопитающих могут принимать различные формы. Самка ехидны вынашивает снесенное яйцо в образовавшейся на брюхе сумке. Самка кенгуру, лежа в момент родов на спине, вылизывает дорожку между половым отверстием и сумкой, облегчая тем самым преодоление этого пространства своему крошечному детенышу.
Во флоридском океанариуме наблюдали, как самка дельфина-афалины поддерживала своего новорожденного в плавучем положении на поверхности во время первых его дыхательных движений. Интересно, что в этом ей и другие находившиеся тут же самки. Известен случай, когда шимпанзе-мать до тех пор трясла, подбрасывала и тормошила своего не подававшего никаких признаков жизни новорожденного, пока он не начал двигаться и дышать.
Благоустройство гнезда, поддержание в нем чистоты, охрана выводка также представляют собой яркое выражение родительских инстинктов. Так, например, самка кролика утепляет гнездо выщипанным с брюха пухом, другие звери устраивают подстилку из мягких растительных материалов.
Поедание матерью мертвых плодов, кала детенышей, перевод их из загрязненного убежища в другое, смена подстилки - все это имеет важное гигиеническое значение и до некоторой степени сокрытию места нахождения выводка от врагов, так как устраняют запах логова.
Что касается поддержания чистоты тела детенышей, то этот инстинкт, по-видимому, свойствен всем млекопитающим без исключения. Мать часто вылизывает шерсть детенышей, выискивает у них блох. Самки енотовидных собак и барсуки часто выносят маленьких щенков из нор "на воздух" и через некоторое время снова бережно возвращают в гнездо. У незрелорожденных зверей самка массирует языком брюшко и промежность не еще к самостоятельной дефекации новорожденных, что вызывает у них выделение кала и мочи, и поедает все выделения.
Временно удаляясь от логова или гнезда, родители прикрывают детенышей материалом подстилки или закупоривают входное отверстие норы. Сами же детеныши в отсутствие родителей собираются в кучку, сохраняя тепло. Возвращаясь к выводку, родители обычно некоторое время задерживаются в отдалении, обходят логово кругом, проверяя отсутствие опасности, как, например, волк или лисица. В период вывода потомства матерые волки, как правило, не нападают на домашний скот, пасущийся вблизи логова; если это "правило" нарушается, то обычно не взрослыми животными, а задержавшимися недалеко от логова переярками.