Память — комплекс процессов приобретения, накопления, хранения и воспроизведения информации, происходящих в центральной нервной системе.
Память обеспечивает возможность обучения животных в процессе их онтогенеза, и организм быстрее адаптируется к разнообразным изменениям окружающей среды. Без к научению ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить. Память различают по формам восприятия информации (зрительная, слуховая, моторная), по уровням усвоения, по длительности хранения: кратковременная, промежуточная, долговременная. Онтогенетическую память составляют условные рефлексы и другие формы приобретенной информации. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя и сохранять в себе следы нервного раздражения. После электрического ответа рецепторной клетки на внешнее воздействие следовые процессы продолжаются некоторое время уже при отсутствии реального раздражителя. Эти первичные следовые процессы составляют основу сенсорной памяти. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозге происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в нервных клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти. В основе механизма кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям, которая длится в течение нескольких минут. На следующем, промежуточном, этапе, длящемся в течение нескольких часов, происходит консолидация (упрочнение) памяти и переход к долговременной памяти. На данном этапе развиваются биохимические реакции, активируются синтез медиаторов и работа ионных каналов, увеличивается синтез пептидов (энкефалинов, ангиотензина). После этого развивается долговременная память. Основой долговременной памяти являются структурные изменения в нейронах. Длительность этой памяти от нескольких часов и дней, до нескольких лет. Животные обладают хорошей памятью. Так, крупный рогатый скот и лошади узнают ухаживающих за ними людей в течение 5—6 лет. Лошади обладают долговременной двигательной и зрительной памятью, о чем свидетельствует их хорошо запоминать дорогу к дому. Эти виды животных характеризуются и развитой временной памятью. У сельскохозяйственной птицы долговременная память развита гораздо слабее, чем у животных, хотя у некоторых видов птиц этот вид памяти присутствует. Например, голуби надолго запоминают расположение своей голубятни и могут безошибочно находить ее даже после перемещения на очень далекие расстояния.
Относительно биологических механизмов возникновения разных видов памяти имеется несколько гипотез, хотя окончательно данный вопрос не выяснен. Одни исследователи считают, что в процессе долговременной памяти возникают новые синаптические связи между нейронами, другие объясняют данный процесс стойкими изменениями скорости синаптической проводимости между определенными нейронами. Но большинство ученых придерживаются мнения о том, что в основе долговременной памяти лежат сложные структурнохимические преобразования как на синаптическом, так и на клеточном уровне головного мозга. В частности, установлено, что под влиянием обучения в центральной нервной системе образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры и количество выделяемых медиаторов, разрастаются дендриты. Медиаторы могут оказывать разные эффекты в процессах усвоения и хранения информации.
Процесс вспоминания заключается в извлечении информации, сохраняющейся в структурах мозга. В процессах извлечения следов памяти ведущая роль принадлежит доминирующей мотивации. Память может быть вызвана различными ассоциациями: зрительными образами, слуховыми и тактильными воздействиями.
Забывание — естественный процесс угасания, стирания следов, затормаживания связей в центральной нервной системе. Этот процесс является физиологически значимым для организма и повышению при к меняющимся условиям окружающей среды. Процесс забывания происходит с определенной скоростью.
Разные виды памяти связаны с определенными отделами головного мозга. С процессами памяти связаны мозжечок, гиппокамп и кора больших полушарий. Гиппокамп участвует в фиксации и извлечении информации из памяти. Структуры мозжечка ответственны за хранение двигательных навыков. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти. В кору головного мозга основная информация поступает от сенсорных проекционных зон и через ассоциативные ядра таламуса. В процессе обучения животных их глиальные клетки синтезируют специальные вещества, облегчающие синаптическую передачу, а также изменяют возбудимость соответствующих нейронов.
Память — комплекс процессов приобретения, накопления, хранения и воспроизведения информации, происходящих в центральной нервной системе.
Память обеспечивает возможность обучения животных в процессе их онтогенеза, и организм быстрее адаптируется к разнообразным изменениям окружающей среды. Без к научению ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить. Память различают по формам восприятия информации (зрительная, слуховая, моторная), по уровням усвоения, по длительности хранения: кратковременная, промежуточная, долговременная. Онтогенетическую память составляют условные рефлексы и другие формы приобретенной информации. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя и сохранять в себе следы нервного раздражения. После электрического ответа рецепторной клетки на внешнее воздействие следовые процессы продолжаются некоторое время уже при отсутствии реального раздражителя. Эти первичные следовые процессы составляют основу сенсорной памяти. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозге происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в нервных клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти. В основе механизма кратковременной памяти лежит циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям, которая длится в течение нескольких минут. На следующем, промежуточном, этапе, длящемся в течение нескольких часов, происходит консолидация (упрочнение) памяти и переход к долговременной памяти. На данном этапе развиваются биохимические реакции, активируются синтез медиаторов и работа ионных каналов, увеличивается синтез пептидов (энкефалинов, ангиотензина). После этого развивается долговременная память. Основой долговременной памяти являются структурные изменения в нейронах. Длительность этой памяти от нескольких часов и дней, до нескольких лет. Животные обладают хорошей памятью. Так, крупный рогатый скот и лошади узнают ухаживающих за ними людей в течение 5—6 лет. Лошади обладают долговременной двигательной и зрительной памятью, о чем свидетельствует их хорошо запоминать дорогу к дому. Эти виды животных характеризуются и развитой временной памятью. У сельскохозяйственной птицы долговременная память развита гораздо слабее, чем у животных, хотя у некоторых видов птиц этот вид памяти присутствует. Например, голуби надолго запоминают расположение своей голубятни и могут безошибочно находить ее даже после перемещения на очень далекие расстояния.
Относительно биологических механизмов возникновения разных видов памяти имеется несколько гипотез, хотя окончательно данный вопрос не выяснен. Одни исследователи считают, что в процессе долговременной памяти возникают новые синаптические связи между нейронами, другие объясняют данный процесс стойкими изменениями скорости синаптической проводимости между определенными нейронами. Но большинство ученых придерживаются мнения о том, что в основе долговременной памяти лежат сложные структурнохимические преобразования как на синаптическом, так и на клеточном уровне головного мозга. В частности, установлено, что под влиянием обучения в центральной нервной системе образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры и количество выделяемых медиаторов, разрастаются дендриты. Медиаторы могут оказывать разные эффекты в процессах усвоения и хранения информации.
Процесс вспоминания заключается в извлечении информации, сохраняющейся в структурах мозга. В процессах извлечения следов памяти ведущая роль принадлежит доминирующей мотивации. Память может быть вызвана различными ассоциациями: зрительными образами, слуховыми и тактильными воздействиями.
Забывание — естественный процесс угасания, стирания следов, затормаживания связей в центральной нервной системе. Этот процесс является физиологически значимым для организма и повышению при к меняющимся условиям окружающей среды. Процесс забывания происходит с определенной скоростью.
Разные виды памяти связаны с определенными отделами головного мозга. С процессами памяти связаны мозжечок, гиппокамп и кора больших полушарий. Гиппокамп участвует в фиксации и извлечении информации из памяти. Структуры мозжечка ответственны за хранение двигательных навыков. Ретикулярная формация оказывает активирующее влияние на структуры, участвующие в фиксации и воспроизведении следов памяти. В кору головного мозга основная информация поступает от сенсорных проекционных зон и через ассоциативные ядра таламуса. В процессе обучения животных их глиальные клетки синтезируют специальные вещества, облегчающие синаптическую передачу, а также изменяют возбудимость соответствующих нейронов.
прости что не коротко
Объяснение:
сделайте лучшим ответом, заранее благодарю!