Хід роботи 1. Пригадайте, чим відрізняються неінфекційні, інфекційні та інвазійні захворю-
вання.
2. На моделі якогось обраного вами неінфекційного захворювання складіть пере-
лік профілактичних заходів, які до не захворіти на нього.
3. На моделі якогось обраного вами інфекційного захворювання складіть перелік
профілактичних заходів, які до не інфікуватися ним.
4. На моделі якогось обраного вами інвазійного захворювання складіть перелік
профілактичних заходів, які до не заразитися ним.
5. Складіть перелік профілактичних заходів, що можуть до не заразитися
захворюваннями, які передаються статевим шляхом (визначте, чи це захворювання
інфекційне, чи інвазійне).
6. Проаналізуйте складені вами переліки, визначте ті профілактичні заходи, що
повторюються у різних списках. Упорядкуйте ваші списки так, щоб на початку були
представлені заходи, які повторюються в різних (або в усіх) переліках, а в кінці — спе-
цифічні, характерні лише для певної групи захворювань.
ГЛАВНАЯ
Сезонные изменения в природе
Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные при реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно. В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.
Сезонность - это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.
В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.
Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.
Состояние зимнего покоя
Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое при У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития.
Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии длительно переживать суровые условия зимовки.