Часть I
К каждому заданию (А1-А10) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов запишите номер правильного ответа.
А1. Наука, изучающая строение и функции клеток, называется:
цитология
энтомология
микология
орнитология
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
неподвижны
состоят из химических веществ
имеют клеточное строение
имеют цвет
А3. Основной частью лупы и микроскопа является:
зеркало
увеличительное стекло
штатив
зрительная трубка (тубус)
А4. Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
митохондрия
ядро
хлоропласт
цитоплазма
А5. Бактерии размножаются:
делением
с оплодотворения
черенкованием
половым путем
А6. Организмы, клетки которых не имеют ядра,- это:
грибы
животные
растения
бактерии
А7. Важнейшим признаком представителей царства Растения является к:
дыханию
питанию
фотосинтезу
росту и размножению
А8. Торфяным мхом называют:
хвощ полевой
плаун булавовидный
кукушкин лен
сфагнум
А9. Голосеменные растения, как и папоротники, не имеют:
стеблей
цветков
листьев
корней
А10. Цветки характерны для
хвощей
папоротников
голосеменных
покрытосеменных
Часть II
ответы следующих заданий запишите аккуратным разборчивым почерком в бланк ответов рядом с номером каждого задания (В1-В3).
В 1. Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:
1.Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите его зажимами.
2. Поставьте микроскоп на край стола штативом к себе и зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика.
3.Глядя в окуляр, при винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться чёткое изображение изучаемого объекта.
4.Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
В 2. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен:
Признак: Группа растений:
А) первые, наиболее древние растения 1) Водоросли
Б) господствуют на Земле в настоящее время 2) Покрытосеменные
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют вегетативные и генеративные органы
Д) имеют при к опылению
Е) тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований
В 3. Вставьте пропущенные слова:
Форму растительной клетке придаёт (А). В цитоплазме клетки расположено (Б) , которое управляет процессами (В) в клетке. В цитоплазме расположено много (Г) , которые участвуют в процессе (Д).
Список слов: 1) ядро, 2) вакуоль, 3) фотосинтез, 4) жизнедеятельность, 5) хлоропласт, 6) оболочка, 7) цитоплазма.
Часть III
Решения заданий С1-С3 запишите в бланк ответов полностью, подробно отвечая на каждый во С1. Что изучает ботаника?
С2. Какого цвета могут быть пластиды?
С3 Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Например, жители прибрежных районов знают, что если чайки плавают по морю, то погода будет оставаться хорошей. Объясняется это тем, что в теплую погоду вода холоднее воздуха и восходящие потоки воздуха, на которых чайки парят, отсутствуют, вот и приходится им больше плавать, чем летать.
Ласточки перед дождем летают низко к земле – это связано с тем, что насекомые, которых они ловят, спускаются от ветра и прохладного воздуха к земле, где теплее и тише.
Лягушки перед дождем выходят из воды и прыгают по берегу, а при хорошей погоде сидят в водоеме. Объясняется это тем, что при низкой влажности кожа у земноводного очень быстро сохнет и на суше она долго быть не может, а когда перед дождем влажность увеличивается, она может позволить себе находиться вне воды.
Мы, даже не задумываясь, каждый день сталкиваемся с ней, пользуемся ее законами, порядками, знаниями, которые она нам дает, и бежим дальше…
Каждый день с экрана телевизора нам твердят о дисбактериозах, пищевых продуктах, кариесе, старении, аллергии и многом другом, и в основе этого тоже лежит биология. Но только, те, кто понимают ее, «дружат» с ней, смогут разобраться в изобилии товаров и лекарств, различить качественные и некачественные продукты.
И нельзя забывать, что именно биология прививает основы здорового образа жизни, учит оказывать основы первой медицинской