1. Совокупность организмов и среды их обитания, в которой осуществляется круговорот веществ — это:
1) ярусность
2) природное сообщество
3) ареал рас видов
4) экосистема
2.Остальные обитатели сообщества могут существовать за счёт веществ:
1) неорганических, созданных грибами и бактериями
2) органических, созданных животными в процессе их жизнедеятельности
3) органических, созданных растениями в процессе фотосинтеза
4) неорганических, созданных растениями, животными и человеком
3.Внешний вид сообщества формируют преобладающие в нем:
1) растения
2) животные
3) бактерии
4) грибы
4.Наиболее устойчивое природное сообщество — это:
1) поле
2) луг
3) тайга
4) березняк
5. В устойчивом сообществе исчезнувшие по каким-либо причинам виды:
1) восстанавливаются
2) заменяются другими видами
3) не заменяются другими видами
4) не могут исчезнуть
6.Название природного сообщества нередко происходит от:
1) преобладающих в нём животных
2) названий, данных ему человеком
3) преобладающего типа растительности
4) названий местности, сложившихся исторически
2. Выберите три правильных ответа из шести и запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
Отличия естественного (природного) сообщества от искусственного (созданного человеком):
1) устойчиво, виды взаимосвязаны и при друг к другу
2) неустойчиво
3) длительно существует
4) много видов
5) мало видов
6) существует только при участии человека
3. Установите соответствие между растениями и ярусами: 1 – третий, 2 –четвёртый. Впишите в ответ нужные цифры.
Растения:
А) малина
Б) крушина
В) ландыш
Г) крапива
Д) жимолость
Е) зверобой
4. Прочитайте текст и ответьте на во Ельник почти никогда сразу не появляется на лугах, так как, например, берёза растёт быстрее ели. Однако, когда выросшие берёзы создадут затенение и их опавшие листья удобрят почву, ель будет расти лучше берёзовой поросли. Постепенно еловые деревья вырастут до верхнего яруса. Когда старые берёзы погибнут, лес станет исключительно еловым, так как он ещё темнее, чем берёзовый, и молодые берёзки почти не вырастают. Смена луга ельником – пример того, как под влиянием внутренних факторов происходит смена сообществ. Причиной смены являются свойства самих растений – быстрота роста, светолюбивость и теневыносливость.
Может ли еловый лес сразу появиться вместо луга? Почему?
………………………………………………………………………………
Какую экологическую закономерность иллюстрирует смена луга ельником?
………………………………………………………
Каждая форма водорослей приноровилась к определённой интенсивности света. Каким-то видам нужно больше света для жизни и размножения, а есть виды, которые могут и погибнуть от чрезмерно яркого света. Помимо интенсивности света на рост и жизнедеятельность влияет фотопериод. Оптимальным считается соотношение, когда 16 часов идёт воздействие светом, а 8 часов – темнотой. Но водоросли при и к полярной ночи, переходя с фотосинтеза (усвоения углекислоты и питание неорганической пищей) на получение энергии из готовых органических веществ.
Ультрафиолет влияет на развитие и выход спор, а также на другие фазы жизненного процесса.
Жизнь и размножение водорослей подчинена химическому составу среды обитания. Здесь водоросли разбиты на группы, одни живут в солёной воде – это морские водоросли, другие – в пресной. Существует ещё и третья, самая "скромная" группа, водоросли, отнесённые к ней жить в любой воде.
Есть особый вид водорослей, они живут на суше. Для их существования также нужны свет, вода и неорганические вещества. Они жизнестойки и даже при незначительном попадании на них воды неплохо развиваются, к примеру, на деревьях или скалах. Многие виды водорослей облюбовали, богатый минералами, слой почвы.
Температура также обнаруживает влияние на рост, распространение, определение среды обитания и видов водорослей. Наличествует ещё и конкуренция за жизненное пространство с другими организмами и видами. Так выделения одних водорослей могут разрушать споры других. На число водорослей воздействуют морские животные, для которых эти организмы являются пищей.