В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия

1.адзначце складаназлумі сэнсавымі а дносінамі: а)я паціху ішоў міма, а хлопчык, нібы тойма, а хлопчык, нібы той сланечнік, паварочваў за мной свой круглы тварык -о)адлютай летняй спёкі гарыць сухі пясок. і пачарнеў далекі нахмураеў далёкі нахмураны лясок .b) ці жаўрук звінеў у небе, ці свістаў на ліпе шпак.сад хвалямі змагалася з ветрам адзінокая чайка, але вось 1 яна знікла кудысьці.па пачырванела, і сэрца яе ўраз напоўнілася пяшчотай да гэтай добрай жанчыны .​

Показать ответ
Ответ:
lerafilippovа04
lerafilippovа04
22.04.2022 16:54

пере веди на мову сам. семейство миноги (petromyzontidae).

на территории беларуси ранее встречалась в реках бассейна моря (вилия, зап. буг, зап. двина, неман). до середины прошлого века поднималась по неману довольно высоко. однако после строительства каунасской гэс, возможна встречаемость только в бассейне р. вилия. на территории беларуси ранее встречалась редко, в настоящее время численность неизвестна.

один из крупных представителей отряда. внешне похожа на украинскую и ручьевую миногу, отличается от них большими размерами. длина тела достигает 40-50 см, масса - 30-150 г. тело удлиненное, червеобразное, без чешуи. позади головы по обеим сторонам тела расположены по 7 жаберных отверстий. имеется два четко разделенных спинных плавника, второй из которых переходит в хвостовой, грудные и брюшные плавники отсутствуют. непарное носовое отверстие расположено впереди глаз. обособленные челюсти отсутствуют - рот в виде присасывающей округлой воронки. по краям верх­нечелюстной пластинки имеется по одному зубу, на нижнечелюстной - 7 зубов. верхние губные зубы (от 4 до 13) расположены беспорядочно, имеется 3 внутренних боковых зуба. от других видов рода отличается отсутствием нижних губных и наружных боковых зубов. вылупившиеся из икры личинки длиной до 4 мм напоминают червей и имеют светло-желтую окраску, а впоследствии личинки приобретают окраску, маскирующую их в песке и иле. у заходящих в реки взрослых миног спина и бока темно-серые с металлическим блеском, брюхо светло-желтое или матово-белое.

после выхода из икры личинки до одной недели проводят на участках рек с сильным течением в углублениях между камнями или галькой, затем течением сносятся на заиленные, с песчаным грунтом и слабым течением участки рек, где зарываются в ил или песок (стадия пескоройки). по окончании личиночного периода и завершения метаморфоза миноги скатываются в море, где нагуливаются на мелководьях или в прибрежной зоне, а по завершении нагульного периода заходят в реки.

проходной вид паразитических миног; во взрослом состоянии живет в море. известны жилые популяции. предпочитает крупные реки.  

для размножения заходит в реки (некоторые осенью, некоторые ранней весной). ходовые миноги бронзового цвета с металлическим оттенком. задолго до входа в пресные водотоки у них созревают половые продукты, развиваются вторичные половые признаки, отличающие самцов от самок (спинные плавники увеличиваются и почти сливаются, у самок появляется анальный плавник). во время пребывания в пресных водоемах не питаются, зубы становятся тупыми, кишечник дегенерирует. после нереста взрослые миноги погибают.

нерест протекает в мае-июне при температуре воды свыше 10°с на участках с каменисто-галечными грунтами и сильным течением. плодовитость 4-40 тыс. икринок, в среднем 20-22 тыс. икринок. икра донная, клейкая, диаметром 0,8-1,2 мм. эмбриональный период продолжается до 14 дней; личиночный до 4-5 лет (по др. данным, 4-6 лет), в течение которого миноги питаются детритом и водорослями, но могут потреблять также мелких червей и ракообразных, что нетипично для миног. по окончании личиночного периода и достижении длины 15 см личинки в течение лета и до весны будущего года претерпевают метаморфоз и скатываются в море. в период нагула в море в течение 1-2 лет у миног происходит развитие половой системы и накопление энергетических запасов - они питаются мясом и кровью рыб (преимущественно стайных), нападая на них и присасываясь к телу.  

сокращение локальных мест обитания и уменьшение количества субпопуляций связано с зарегулированием стока рек и нарушением миграционных путей в результате гидротехнического строительства (р. неман).

0,0(0 оценок)
Ответ:
ivannanikolaeva
ivannanikolaeva
13.08.2021 00:00

(верш неруш)тэма роднай мовы, яе лёсу, яе бяскрайняга, бяздоннага багацця і будучыні, бадай, самая хвалюючая на працягу ўсёй творчасці барадуліна. гэта абумоўлена тым, што для кожнага сапраўднага беларуса, мова – найсвяцейшая з усяго святога, а рыгор барадулін быў сапраўдным беларусам. верш
негалосна адмаўляе нігілістычную ідэю ў савецкага саюзу стварыць адзіную “камуністычную” культуру, знішчыць з твару зямлі культуры розных народаў, у тым ліку і беларускую.

верш “неруш” – адзін з многіх вершаў барадуліна аб непаўторнай прыгажосці і невычэрпным багацці нашай мовы. нерушам
ранішнім паэт называе родную мову з тае нагоды, што яна такая ж чыстая светлая, як раніца, што разумее тое, што на зямлі беларускай наўрад ці ёсць людзі якія дасканала, да апошняй кроплі родную мову. аб родным слове барардулін піша:

мне шукаць цябе,

покуль гляджу,

пад
зялёным крылом верасовак,

пад крысом

і спякоты й дажджу.

неруш – гэта сінонім першаснасці, некранутасці. у вершы выяўляецца страсная ўлюбёнасць паэта ў сваю родную зямлю, у свой край. гэта лірычная клятва, споведзь свайму народу, зямлі, мове…

паэт знаходзіць
трапныя, змястоўныя словы, падкрэсліваючы гэтым багатыя выяўленчыя здольнасці роднай мовы:

слова, што як нарог для ратая,

як для ластаўкі – стромы вільчак,

ад якога на небе світае,

ад якога яснее ў вачах.

роднае слова і яго вобразна-выяўленчае багацце
ўяўляюцца паэту магутнай, магічнай, цудадзейнай сілай, ад якой “на небе світае”, “яснее ў вачах”… кожны радок верша, як і кожны радок і вобраз барадулінскай паэзіі, аблашчаныя пяшчотнай любоўю да роднага слова. назваўшы родную мову ранішнім нерушам, паэт бы папярэджвае нас, што да кожнага слова і
вобраза роднай мовы патрэбна ставіцца ўдумліва, уважліва і тады перад намі адкрыюцца ўсе невядомыя дагэтуль нямніцы роднай мовы. адкрываць для іншых хараство беларускай мовы – адна з галоўных мэт паэта. эмацыянальна ўзрушана паэт кажа чытачу аб уласным творчым абавязку кожнага з нас берагчы духоўны
скарб продкаў: “неруш свой панясу я аберуч, як слязіну з матуліных воч”. мову, як усё жывое, і як чалавека трэба бараніць на барадулінскую думку, адстойваць ад усяго, што можа яе пакрыўдзіць. апошнія радкі верша, у якіх увасоблены яго асноўны ідэйны змест, гучаць урачыстай прысягай паэта і яго
лірычнага героя”

неруш ранішні – матчына слова,

мне, як бору, цябе засланяць!

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Беларуская мова
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота