Перевести без переводчика . важно. первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в xvii в. с расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. известные российские и советские логопеды и дефектологи ; жан батист жоффре,левина роза евгеньевна,соколянский иван афанасьевич,хватцев михаил ефимович,рау фёдор андреевич и др. м. е. хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчёркивая их тесное взаимодействие. он также выделил органические, функциональные , социально-психологические и психоневрологические причины. описал учебник "логопедия" самым крупным достижением р.е. левиной является построение концепции общего недоразвития речи.ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. л. с. волкова разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения.