Это уже, кстати, «боевое» задание – на практике довольно часто требуется записать несколько членов ряда.
Сначала , тогда:
Затем , тогда:
Потом , тогда:
Процесс можно продолжить до бесконечности, но по условию требовалось написать первые три члена ряда, поэтому записываем ответ:
Обратите внимание на принципиальное отличие от числовой последовательности,
в которой члены не суммируются, а рассматриваются как таковые.
Пример 2
Записать первые три члена ряда
Это пример для самостоятельного решения, ответ в конце урока
Даже для сложного на первый взгляд ряда не составляет трудности расписать его в развернутом виде:
Пример 3
Записать первые три члена ряда
На самом деле задание выполняется устно: мысленно подставляем в общий член ряда сначала , потом и . В итоге:
ответ оставляем в таком виде, полученные члены ряда лучше не упрощать, то есть не выполнять действия: , , . Почему? ответ в виде гораздо проще и удобнее проверять преподавателю.
Иногда встречается обратное задание
Пример 4
Записать сумму в свёрнутом виде с общим членом ряда
Здесь нет какого-то четкого алгоритма решения, закономерность нужно увидеть.
В данном случае:
Для проверки полученный ряд можно «расписать обратно» в развернутом виде.
А вот пример чуть сложнее для самостоятельного решения:
Пример 5
Записать сумму в свёрнутом виде с общим членом ряда
Выполнить проверку, снова записав ряд в развернутом виде
Число считается чётным, если чётна его последняя цифра. Имеем ряд цифр 0, 2, 3, 4, 5. Среди них чётны три цифры: 0, 2 и 4.
Начинаем расставлять цифры в четырёхзначном числе * * * * 1) Варианты расположения цифр без повторений: "Закрепляем" ноль на месте единиц - единственный вариант. На место десятков можно поставить любую из оставшихся четырёх цифр, на место сотен - любую из оставшихся трёх, на место тысяч - любую из оставшихся двух. Получаем: 2*3*4*1=24 (числа с нулём на месте единиц)
Далее, "закрепляем" двойку на месте единиц, на место десятков можно поставить любую из оставшихся четырёх цифр, на место сотен - любую из оставшихся трёх, на место тысяч - только одно число - ноль нельзя. Получаем: 1*3*4*1=12 (чисел с двойкой на месте единиц)
Если "закрепить" четвёрку на месте единиц, получим результат, аналогичный предыдущему, т.е. 1*3*4*1=12 (см. рассуждения с двойкой)
Все полученные результаты складываем и даём ответ: 24+12+12=48 чётных чисел можно составить всего (без повторений цифр)
2) Варианты расположения цифр с повторениями: Ноль на месте единиц: 4*5*5*1 =100 вариантов Двойка на месте единиц: 4*5*5*1=100 вариантов Четвёрка на месте единиц: 4*5*5*1=100 вариантов Складываем результаты: 100+100+100=300 чётных чисел с повторениями цифр
Краткая запись решения: 1) Без повторений цифр: 2*3*4*1+1*3*4*1+1*3*4*1=24+12+12=48 2) С повторениями цифр: (4*5*5*1)*3=100*3=300
Записать первые три члена ряда
Это уже, кстати, «боевое» задание – на практике довольно часто требуется записать несколько членов ряда.
Сначала , тогда:
Затем , тогда:
Потом , тогда:
Процесс можно продолжить до бесконечности, но по условию требовалось написать первые три члена ряда, поэтому записываем ответ:
Обратите внимание на принципиальное отличие от числовой последовательности,
в которой члены не суммируются, а рассматриваются как таковые.
Пример 2
Записать первые три члена ряда
Это пример для самостоятельного решения, ответ в конце урока
Даже для сложного на первый взгляд ряда не составляет трудности расписать его в развернутом виде:
Пример 3
Записать первые три члена ряда
На самом деле задание выполняется устно: мысленно подставляем в общий член ряда сначала , потом и . В итоге:
ответ оставляем в таком виде, полученные члены ряда лучше не упрощать, то есть не выполнять действия: , , . Почему? ответ в виде гораздо проще и удобнее проверять преподавателю.
Иногда встречается обратное задание
Пример 4
Записать сумму в свёрнутом виде с общим членом ряда
Здесь нет какого-то четкого алгоритма решения, закономерность нужно увидеть.
В данном случае:
Для проверки полученный ряд можно «расписать обратно» в развернутом виде.
А вот пример чуть сложнее для самостоятельного решения:
Пример 5
Записать сумму в свёрнутом виде с общим членом ряда
Выполнить проверку, снова записав ряд в развернутом виде
Объяснение:sdg
Имеем ряд цифр 0, 2, 3, 4, 5.
Среди них чётны три цифры: 0, 2 и 4.
Начинаем расставлять цифры в четырёхзначном числе * * * *
1) Варианты расположения цифр без повторений:
"Закрепляем" ноль на месте единиц - единственный вариант.
На место десятков можно поставить любую из оставшихся четырёх цифр,
на место сотен - любую из оставшихся трёх,
на место тысяч - любую из оставшихся двух.
Получаем: 2*3*4*1=24 (числа с нулём на месте единиц)
Далее, "закрепляем" двойку на месте единиц,
на место десятков можно поставить любую из оставшихся четырёх цифр,
на место сотен - любую из оставшихся трёх,
на место тысяч - только одно число - ноль нельзя.
Получаем: 1*3*4*1=12 (чисел с двойкой на месте единиц)
Если "закрепить" четвёрку на месте единиц, получим результат, аналогичный предыдущему, т.е. 1*3*4*1=12 (см. рассуждения с двойкой)
Все полученные результаты складываем и даём ответ:
24+12+12=48 чётных чисел можно составить всего (без повторений цифр)
2) Варианты расположения цифр с повторениями:
Ноль на месте единиц: 4*5*5*1 =100 вариантов
Двойка на месте единиц: 4*5*5*1=100 вариантов
Четвёрка на месте единиц: 4*5*5*1=100 вариантов
Складываем результаты: 100+100+100=300 чётных чисел с повторениями цифр
Краткая запись решения:
1) Без повторений цифр: 2*3*4*1+1*3*4*1+1*3*4*1=24+12+12=48
2) С повторениями цифр: (4*5*5*1)*3=100*3=300