5. Уранці учень пішов до школи, а після уроків повернувся до му. На рисунку 49 зображено графік залежності відстані мі
учнем та його домом від часу, який минув від моменту викор
з дому. Скільки годин учень перебував у школі?
в, км
2
0
1 год
Рис. 49
А) 5 год:
Б) 4,5 год;
В) 4 год;
Г) 3,5 год.
і ва
1. Треугольник "достраивается" до параллелограмма. Для этого медиана АК (К - середина ВС) продолжается на свою длину за точку К и полученная точка А1 соединяется с В и С.
2. на АА1 отмечается точка М1 так, что М1К = МК. Ясно, что М1ВМС - тоже параллелограмм (я даже не стану уточнять, что М1 - точка пересечения медиан треугольника А1ВС, симметричного треугольнику АВС относительно точки К).
Поэтому угол ВМ1С = угол ВМС.
В четырехугольнике М1ВАС сумма противоположных углов ВМ1С и ВАС равна 180 градусов, поэтому вокруг него можно описать окружность.
М1А и ВС - две хорды этой окружности, пересекающиеся в точке К. Поэтому
АК*М1К = ВК*КС;
Если обозначить длину медианы АК как m, то М1К = m/3, и
m^2/3 = (8/2)^2; m^2 = 48; m = 4*√3
Задача, конечно, очень простая, и "задним числом" понятно, что на это решение и рссчитывали (может быть, там можно как то доказать подобие треугольников АВК и СМК, но мне уже не охота этим заниматься, тем более, что это совершенно эквивалентный метод), но сам оказался симпатичным.
S ∆=a•h:2, где а- сторона треугольника, h - высота, проведенная к ней.
Медиана любого треугольника делит его на два равновеликих, т.е. равных по площади. ( Основания и высоты, проведенные из той же вершины, что медиана, равны).
S ∆ BCP=S ∆ BAP.
Треугольник ВАР отрезком АК делится на два с общей высотой из А к КР.
Площади треугольников с равными высотами относятся как длины их оснований. ⇒
S ∆ BAK=4 S ∆ APK.
S ∆ ABP= S ∆ BAK+4 S ∆ APK. =5 S ∆ APK
S ∆ АВС=2 S ∆ ВРА=10S ∆ АРК=110 см²
-----------
Как видно из приложения, в данном случае ответ не зависит от того, какой угол треугольника равен 90°