СОЛНЦЕВ Р.Х. Дядя Сеня
На берегу Кызыкуля даже волк не сердит.
Здесь, на пороге, сутулясь, дядя Сеня сидит.
Дед с золотыми усами, дед с золотыми ногтями,
с белыми очень бровями — всех на свете добрей...
И живет он, годами не запирая дверей!
Как это так случилось, мы теперь не поймем:
ласточка заблудилась и залетела в дом!
Домику дяди Сени здорово повезло:
вместо часов на стенке — ласточкино гнездо!
Ласточка в дверь влетает, если открыта дверь.
Ласточка рядом мелькает, если запахнута дверь.
И поэтому сроду, ты уж мне, друг, поверь,
на замок иль щеколду не замыкается дверь...
Значит, ты запросто можешь в дом войти к старику,
вяленой рыбки погложешь или попьешь медку.
Если же там никого нет, все равно никогда
трёшки чужой не тронешь и не сорвешь гнезда...
Дядя Сеня вздыхает: скоро птенцы улетят...
Окна он открывает, смотрит на дымный закат.
Может, порою весенней снова объявятся здесь?
Будут у дяди Сени гнезда — пять или шесть!
Если же не вернутся никогда-никогда,
если где разобьются или прилетят не сюда,
ты в стороне далекой не забывай теперь
эти открытые окна, эту открытую дверь...
1. Какова тема стихотворения?
2. Почему оно называется “Дядя Сеня”?
3. Попробуйте выяснить композицию стихотворения, подобрав цитаты: (5 цитат)
4. Подберите примеры к тропам:
1)эпитет –
2)метафора –
3)олицетворение –
5. Объясните смысл последних строк стихотворения:
…ты в стороне далекой не забывай теперь
эти открытые окна, эту открытую дверь…
6. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение?
Какова, на ваш взгляд, авторская позиция в стихотворении?
“Первый учитель” Ч. Айтматов ставит
перед собой задачу большую: создать
могучий реалистический образ
коммуниста-ленинца, показать плоды
его подвига, идейную и нравственную
связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы
просто привыкаем к людям, которые
причастны к великим событиям, к
незабываемым годам нашей
страны. Ч. Айтматов создал живую
легенду об одном из таких людей —
о первом учителе из айла Куркуреу
Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли
современный образованный человек
титанический труд и беспримерное
мужество этого человека, подвиг,
совершенный им, сможет ли он хотя
бы приблизительно представить
себе условия и обстоятельства, в
которых пришлось работать Дюйшену.
Эта повесть укладывается всего
в двух печатных листах, а какой
накал страстей, какие социальные и
психологические проблемы и сложный
авторский замысел.
Куркуреу — айл небольшой. После
революции большинство населения
Киргизии жило именно в таких
Объяснение:
Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию (“Моя родословная”) и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи нашли отражение в повести “Капитанская дочка”. Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможности его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.
Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о “великом государе Петре Федоровиче более всего Пушкина интересовала не фактическая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, — Пугачева.
Пугачев воспринимается простым народом как поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, долыне'и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая романтизация или, в русском понимании, сказочность.
В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.