1. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения русской литературы. Назовите их авторов.
А) «Куст сирени»; В) «Василий Тёркин»;
Б) «Микроскоп»; Г) «Необычайное приключение…».
2.Соотнесите имя писателя и место его рождения.
А. М. Горький Константиново
В. М. Шукшин Нижний Новгород
Б. Л. Васильев Сростки
С. А. Есенин Багдади
В. В. Маяковский Смоленск
3. Кто из писателей удостоен Нобелевской премии в области литературы?
А) В. В. Маяковский; В) И. А. Бунин;
Б) А. М. Горький; Г) А. И. Куприн.
4. Из какого произведения взят этот пейзаж? Назовите автора.
«Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…».
5.Чей это портрет? Назовите героя, произведение и автора.
«…в истрёпанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьёзное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку…».
6. Какое произведение называется автобиографическим? Приведите примеры.
7. Какова основная тема и основная мысль рассказа Б.Васильева «Экспонат №…»?
8.Какие изобразительно- выразительные средства использует писатель:
а) воздух прозрачный, гул океанский, хвоя рыжая;
б) трава на рассвете покрывается инеем, как солью; всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате;
в) спит вода, спят кувшинки; котелок сердится и бормочет на огне.
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Лев и ЛисицаБедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Волк и ПастухиПоколь к нему не приглядимся.
Волк, близко обходя пастуший двор
Мальчик и Змея И видя, сквозь забор,
Что́, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнехонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»
Мальчишка, думая поймать угря,
Лебедь, Щука и РакСхватил Змею и, во́ззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря,
«Послушай», говорит: «коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдет.
На сей раз Бог простит; но берегись вперед,
И знай, с кем шутишь!»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Комар и ПастухВезти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Пастух под тенью спал, надеялся на псов,
Приметя то, змея из-под кустов
Ползет к нему, вон высунувши жало;
И Пастуха на свете бы не стало:
Но сжаляся над ним, Комар, что было сил,
Сонливца укусил.
Проснувшися, Пастух змею убил;
Но прежде Комара спросонья так хватил,
Что бедного его как не бывало.
Таких примеров есть немало:
Коль слабый сильному, хоть движимый добром,
Открыть глаза на правду покусится,
Того и жди, что то же с ним случится,
Что́ с Комаром.
господства денежных отношений как пагубной основы взаимоотношений людей в буржуазном обществе. Свидетельством измельчания человека современного мира, его духовной и эмоциональной жизни здесь является брак по расчету, сделавшийся уже социальной нормой. Любовь как духовная сила утрачивала свою уникальность, ее начала вытеснять страсть к деньгам как высшей, универсальной форме могущества. Не случайно провинциальный богач Альфонс больше говорит о приданом своей невесты, чем о ней самой: «Самое главное, она очень богата. Ее тетка из Прада оставила ей свое состояние. О, я буду очень счастлив!» .
Он собирался подарить своей невесте фамильный обручальный перстень в форме двух сплетенных рук, но поэтический символ этого союза был изуродован безвкусным нагромождением бриллиантов. Ему и здесь важны деньги, а не красота кольца и уважение к его будущей супруге («это дело моей супруги устраиваться, как она хочет» , «носить тысячу двести франков на пальце всякому лестно») . Путаница с кольцами подчеркивает взаимозаменяемость и обесцененность любви в современном мире: обручальный перстень с надписью «навеки с тобой» попадает на палец Венеры, а невеста же получает кольцо, подаренное жениху его бывшей возлюбленной.