ЧАСТЬ І
В заданиях 1-4 напишите ответ.
1. Группа птиц, птенцы которых вылупляются голыми, слепыми и глухими -…
2. Экологическая группа птиц, которые могут перемещаться в поисках пищи, не удаляясь на значительные расстояния от мест гнездования – …
3. Особый механизм газообмена у птиц с участием воздушных мешков – …
4. Особая мышца у млекопитающих, разделяющая грудную и брюшную полость - …
В заданиях 5-6 выберите три верных ответа из шести.
5. Для млекопитающих животных характерно:
1) четырѐхкамерное сердце 4) наличие производных кожи
2) теплокровность 5) дыхание растворенным в воде О2
3) наличие внешнего скелета 6) наличие одного круга кровообращения
6. Из списка животных выберите представителей отряда парнокопытные класса млекопитающие:
1) олень
2) зебра
3) кабан
4) жираф
5) кулан
6) носорог
В задании 7 установите соответствия между элементами правого и левого столбца.
7. Установите соответствие между признаком животных класса млекопитающие и отрядом, к которому они относятся:
Признак А) могут иметь сложный желудок Б) есть зачатки тазовых костей В) зубы слабо дифференцированы Г) резцы покрыты эмалью спереди, растут постоянно Отряд 1) насекомоядные 2) рукокрылые 3) грызуны 4) китообразные 5) парнокопытные
В задании 8 установите последовательность биологических процессов.
8. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования:
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) постройка гнѐзд или ремонт ранее использованных
3) образование у яиц белочной и других оболочек
4) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
5) появление потомства и проявление заботы о нѐм
ЧАСТЬ ІІ
Задание 9 на определение и характеристику биологического объекта
9. Птицы – класс животных, при к полету. Определите особенности птиц и дайте ответы на во Для обеспечения аэродинамики полета тело птиц должно быть легким. Назовите три особенности в строении птиц, которые уменьшают общую массу тела.
2. Какая кость обозначена на рисунке под № 14? Укажите ее
значение.
ЧАСТЬ ІІІ
Задания 10-11 решение задач. Запишите номер задания, а потом полный развёрнутый ответ
10. Какие общие черты строения позволяют отнести ежа и крота к одному отряду?
11. Почему сокращается численность многих видов птиц? Какие меры по их охране вы могли бы предложить?
Большие полушария всегда функционируют совместно с подкорковыми образованиями и мозговым стволом. Как высший отдел нервной системы, они осуществляют 2 взаимосвязанные функции. 1) Взаимодействие организма с внешней средой — его поведение в окружающем материальном мире и функцию речи. Решающее значение в обеспечении их соответствия условиям жизни имеет социальная среда. Это высшая нервная деятельность больших полушарий с ближайшими подкорковыми центрами, обеспечивающая нормальные сложные отношения организма к внешнему миру. 2) Объединение функций организма и нервная регуляция всех органов. Это низшая нервная деятельность больших полушарий головного мозга, ближайших подкорковых центров, мозгового ствола и спинного мозга.
Высшая нервная деятельность играет ведущую роль и определяет низшую нервную деятельность. В свою очередь низшая нервная деятельность влияет на высшую, так как вегетативные функции изменяют функциональное состояние и деятельность больших полушарий и подкорковых центров.
В большие полушария головного мозга поступает некоторая часть центростремительных импульсов из всех рецепторов, что вызывает поток центробежных импульсов из больших полушарий в скелетную мускулатуру и внутренние органы. Таким образом, посредством больших полушарий и подкорковых центров осуществляются безусловные, или врожденные, и условные, или приобретенные, рефлексы, составляющие высшую нервную деятельность.
Условный рефлекс — это новый рефлекс, а не копия безусловного, воспроизводимая при действии условного раздражителя. Деятельность органа или системы органов, вызываемая условным раздражителем, изменяется при поступлении в головной мозг импульсов из внешних органов чувств. Кроме этих импульсов при образовании двигательных рефлексов поступают также центростремительные импульсы из проприорецепторов, а при выработке условных рефлексов на внутренние органы — из интерорецепторов. Эти импульсы корригируют, т. е. уточняют и существенно изменяют безусловные рефлексы. Особенно резко выступает значение этого корригирования, или обратной информации, при формировании новых двигательных рефлексов, составляющих поведение и функцию речи.
Большие полушария и ближайшие подкорковые центры являются также органом низшей нервной деятельности.
И. П. Павлов подчеркивал, что низшая нервная деятельность осуществляется преимущественно мозговым стволом и спинным мозгом. Например, функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем рефлекторио саморегулируются мозговым стволом и спинным мозгом. Центростремительные импульсы из рецепторов внутренних органов вызывают безусловные рефлексы саморегулирования обмена веществ, дыхания, деятельности сердца, кровяного давления и т. д., но у здоровых людей они не ощущаются и не осознаются, даже когда они поступают в большие полушария. Импульсы из внутренних органов, достигая воспринимающих зон больших полушарий, изменяют их функциональное состояние, но, как отметил И. С. Сеченов, они вызывают «темные» ощущения только при существенных изменениях функций внутренних органов (голод, жажда, сытость и т. д.) и расстройствах их деятельности.
У здорового человека импульсы из рецепторов внутренних органов, или интерорецепторов, в отличие от импульсов из органов чувств, расположенных на внешней поверхности тела, не являются основой возникновения его ощущений и формирования сознания. Только та часть центростремительных импульсов из органов чувств, расположенных на внешней поверхности тела, которая достигает больших полушарий головного мозга, вызывая в них нервный процесс определенной интенсивности и сложности, воспринимается человеком в форме ощущений.