Часть «В»
Выберите несколько правильных ответов.
1. При к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:
а) превращение передних конечностей в ласты;
б) дыхание кислородом, растворенным в воде;
в) дыхание кислородом воздуха;
г) обтекаемая форма тела;
д) толстый подкожный слой жира;
е) постоянная температура тела.
2. Результатом эволюции является:
А) появление новых засухоустойчивых сортов растений;
Б) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды;
В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота;
г) формирование новых при к жизни в изменив¬шихся условиях;
д) сохранение старых видов в стабильных условиях обита¬ния;
е) получение высокопродуктивных бройлерных кур.
3. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?
а) Сокращение числа пальцев до двух у страусов;
б) упрощение нервной системы у ленточных червей;
в) превращение корней у растений повилики в присоски;
г) развитие зародышей млекопитающих в матке;
д) отсутствие фотосинтеза у растений-паразитов;
е) отсутствие конечностей у змей.
4. В чем состоит значение фотосинтеза?
а) В обеспечении всего живого органическими веществами;
б) в расщеплении биополимеров до мономеров;
в) в окислении органических веществ до углекислого газа и воды;
г) в обеспечении всего живого энергией;
д) в обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания;
е) в обогащении почвы солями азота.
Задания на установление соответствия
1. Установите соответствие между организмами и направле¬ниями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов.
Организмы: Направления эволюции:
1) страус эму; А) биологический прогресс;
2) серая крыса; Б) биологический регресс, выражающийся
3) домовая мышь; в сужении ареала, снижении численности.
4) синезеленые водоросли;
5) орел беркут;
6) уссурийский тирг.
ответ:
1 2 3 4 5 6
2. Установите соответствие между признаком отбора и его видом:
Признаки отбора: Виды отбора:
1) сохраняет особей с полезными в данных условиях А) естественный;
среды изменениями; Б) искусственный.
2) приводит к созданию новых пород животных и
сортов растений созданию организмов с нужными
человеку наследственными изменениями;
4) проявляется внутри популяции одного вида в
природе;
5) действует в природе миллионы лет;
6) приводит к образованию новых видов и форми-
рованию при к среде;
7) проводится человеком.
ответ:
1 2 3 4 5 6
Задания на установление последовательности событий
1. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле:
А) голосеменные;
Б) цветковые;
В) папоротникообразные;
Г) псилофиты;
Д) водоросли.
ответ:
1 2 3 4 5 6
2. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле:
А) кишечнополостные;
Б) членистоногие;
В) кольчатые черви;
Г) колониальные жгутиковые;
Д) плоские черви.
ответ:
1 2 3 4 5 6
Убедившись в бесплодности попыток простой акклиматизации, И. В. Мичурин приступил к разработке новых методов селекции, основанных на гибридизации, отборе и воспитании (воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды) . При их реализации он использовал разнообразные подходы (многие – впервые в мировой селекционной практике) , важнейшие из которых следующие.
Биологически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами или скрещивание представителей разных родов. Так, например, Мичурин скрестил вишню Владимирскую с черешней Винклера белой. При дальнейшей работе с гибридами им был выведен сорт вишни Краса севера, обладавший хорошими вкусовыми качествами и зимостойкостью. При скрещивании вишни с черемухой Мичурин получил гибрид, названный церападусом. Им были также получены гибриды ежевики и малины, сливы и терна, рябины и сибирского боярышника и др.
Географически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества. Например, известный сорт груши Бере зимняя Мичурина был получен в результате гибридизации дикой уссурийской груши и южного французского сорта Бере-рояль.
Метод ментора – один из методов «воспитания» гибридов, разработанных И. В. Мичуриным. Он основан на том, что признаки развивающегося гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя. Мичурин применял этот метод в двух вариантах. В первом случае гибридный сеянец служил привоем, и его прививали на взрослое плодоносящее растение (подвой) , свойства которого желательно было получить у гибрида. Во втором случае в крону молодого гибридного сеянца (подвоя) прививали черенок сорта, признаки которого хотели бы получить у гибрида.
Этот метод был применен Мичуриным, например, при создании сорта яблони Бельфлёр-китайка. В первый год плодоношения гибридов оказалось, что плоды у них мелкие и кислые. Чтобы направить дальнейшее развитие гибрида в нужную сторону, в крону молодых деревьев были привиты черенки Бельфлёра. Под влиянием черенков плоды гибрида стали приобретать вкусовые качества Бельфлёра.
Влияние ментора следует рассматривать как изменение доминирования в процессе развития гибрида. В данном случае ментор фенотипическому проявлению (доминированию) генов, полученных от сорта Бельфлёр, не меняя при этом генотипа гибрида.
Метод посредника был применен Мичуриным при отдаленной гибридизации. Он состоит в использовании дикого вида в качестве посредника для преодоления нескрещиваемости. Скрещивая дикий Монгольский миндаль с диким персиком Давида, Мичурин получил миндаль Посредник, который он в дальнейшем использовал для скрещивания с культурным персиком. Полученный им гибридный персик приобрел зимостойкость, благодаря чему был продвинут на север.
Смешение пыльцы применялось Мичуриным для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости) . Суть метода заключалась в том, что при опылении смесью собственной пыльцы и пыльцы другого вида собственная пыльца раздражала рыльце пестика, и оно воспринимало чужую пыльцу.
Воздействие условиями среды. При «воспитании» молодых гибридов Мичурин использовал изменения хранения семян, характера питания и свойств почвы, воздействие низкими температурами, применял частые пересадки. В результат